Мифы, которые рассказывает ЦРПТ о маркировке молочной продукции разрушил Юрий Лебедев, руководитель IT-отдела и участник пилотного проекта маркировки.
-Юрий, здравствуйте. Ваша компания является участником пилотного проекта по маркировке молочной продукции. Расскажите с какого момента Вы приняли участие в эксперименте.
-Датируется у нас соглашение 8-м апреля 2019 года. С оборудованием приезжали представители ЦРПТ и пытались запустить процесс маркировки считывания кодов Data Matrix на наших производственных линиях.
Что получилось в итоге? Из семи производственных линий оборудование удалось установить только на 3-х, причем только со второго раза. После того как выпустили экспериментальную партию, выяснилось, что на одной из этих линий (молоко в пакетах Tetra Fino) процент ошибок считывания составил 85%. Таким образом можно резюмировать, что из семи производственных линий промаркировать продукцию удалось только на двух.
Еще интереснее то что на оставшихся линиях вообще технически не получилось установить оборудование и до сих пор, я напомню, что это было весной, нет решения, которое бы позволило маркировать продукцию в полиэтиленовых пакетах, к примеру, или в стаканах, если говорим о сметане. То есть вопрос у нас остался не решенным.
Мы из эксперимента, можно сказать, что уже вышли, поскольку эта идея маркировки сама по себе достаточно некорректна, на наш взгляд. По ряду причин: у нас осталось меньше полугода для реализации проекта маркировки, но по сей день мы не знаем какое оборудование нам нужно покупать и сколько на это нужно денег. Это вопрос, который, наверное, сегодня задают все молочные производители. Потому что, как я сказал, по той же пленочной упаковке решения нет до сих пор. То есть на нее невозможно нанести в потоке какой-то код. Далее – сама идея маркировки по сути является акцизом. То есть молочную продукцию облагают акцизом 50 копеек за штуку. Давайте посмотрим с точки зрения экономики. Если за шубу платить акциз 50 копеек- это не так много, то в молочной индустрии все обстоит иначе. Возьмем среднюю производительность – это менее 100 тонн в месяц переработки – где-то около 2 млн. единиц продукции в месяц. То есть производитель должен будет ежемесячно по 1 млн. рублей отчислять в ЦРПТ. Но вопрос – за что? Ответить пока никто не может. При этом ЦРПТ торжественно заявляют на своем сайте, что введение маркировки приведет к снижению стоимости продукции, поскольку производители увидят прозрачность своих логистических цепочек и, якобы, поймут, как и куда продается их продукция:
Бред конечно.
Теперь еще другая сторона. Представьте, что оборудование вышло из строя. Мы производим ежедневно и безостановочно молочную продукцию с короткими сроками годности. В случае выхода из строя принтера или сканера мы соответственно эту продукцию уже отгружать не сможем. И представьте, если мы не выполняем заказы нескольких сетей на поставку, к примеру, кефира. А сети, как мы помним, штрафуют за невыполнение принятых заказов. То есть здесь мы тоже понесем убытки. Мало того, эта продукция у нас останется на складе, которую нужно будет перемаркировать (что также является дополнительными затратами) – как это сделать вручную или каким образом? Тоже хороший вопрос. И что с этой продукцией дальше делать, когда у нее остаточный срок годности еще сократился? Те же сети такую продукцию уже не примут. Этот вопрос также остается открытым, и он имеет место быть, как показал эксперимент на нашем предприятии, когда 85% кодов не считались на одной из линий.
То есть с точки зрения экономики это совершенно неоправданно.
-Юрий, вам по окончанию эксперимента представители ЦРПТ озвучили какие-то цифры и статьи предполагаемых расходов, которые будет нести «Уфагормолзавод»?
-Нет конечно.
-То есть получается, что представители ЦРПТ пришли на ваш завод, установили оборудование, на двух линиях из семи смогли протестировать оборудование, забрали оборудование и ушли, не дав вам никакой обратной связи?
-Единственное, что нам дали -это рекомендации технические: отрегулировать постоянную скорость конвейера, поставить успокоитель на ленту, изменить скорость подачи, увеличить ширину белой полосы на торцевой стороне пакета.
У нас есть перечень оборудования и мы конечно можем с помощью запроса выяснить у поставщиков его стоимость, но это будет оборудование на 3 линии из семи. А как я сказал на остальные наши производственные линии решения нет.
-Юрий, а Вы задавали эти вопросы непосредственно тем кто проводил тестирование на вашем заводе?
-Задавали мои коллеги, но ответы не получили.
-Ответов как работать нет, однако постановление уже подписано о том, что маркировка будет введена в 2020 году.
-Тут смотрите есть еще ряд других вопросов. До сих пор непонятно как будет происходить передача данных клиенту. У нас груз сборный. У нас одна машина доставляет по маршруту товар нескольким клиентам. Мы же должны передать данные по каждой отгружаемой штуке в ЦРПТ при этом если мы должны сразу передать данные какая конкретно продукция к какому конкретному клиенту поедет, то это вызывает вопросы: как нам формировать погрузку? Весь маршрут собирать позаказно? Тогда мы теряем полезный объем в кузове и увеличиваем время комплектации. То есть мы, получается, не сможем положить поддон кефира, поддон сметаны, поддон молока. Либо водитель должен стоять у клиента со сканером и выискивать причитающийся ему товар.
-Юрий, есть еще один момент. Принимающая сторона согласно методическим рекомендациям ЦРПТ обязана в течении 3-х дней передать данные о принятом товаре. Так что проблемы не только у производителей, как отправить товар, но и у покупателей, как принять товар.
-Да, но только видимо не все знают, что есть торговые точки, где нет даже интернета. А их теперь обязывают вести еще электронный документооборот. А теперь представьте сельский магазинчик, куда приходит бабушка за пакетом молока, в котором не имеется компьютера, интернета, сканера. Что с этим магазином будет? Он перестанет молоком торговать? Или он должен будет понести дополнительные расходы по установке требуемого оборудования у себя в деревне? Не всё так радужно.
На самом деле я вижу эту систему маркировки молочки – как уничтожение малого бизнеса.
-Малого и среднего бизнеса.
-Да и часть среднего тоже уйдет. Потому что даже по предварительной оценке (мы смотрели сколько стоит это оборудование по маркировке, по сканированию) – все это вместе выходит в десятки миллионов рублей. И малый бизнес разумеется не станет нести такие затраты.
-Согласны с мнением, что маркировка – это гильотина молочной отрасли?
-Разумеется. Это так и есть. ГИС “Меркурий” тоже пугал.
-Но при этом Россельхознадзор называл конкретные цифры и отвечал на все вопросы связанные с внедрением Меркурия. Открытый диалог Россельхознадзора с бизнес-сообществом был и продолжается до сих пор. Поэтому бизнес понимал, что нужно делать, но мало кто верил, что молочные товары станут подконтрольными. В тоже время по маркировке, а Вы не первый эксперт в молочной отрасли у кого беру интервью, никто ничего не знает, точной информацией никто не владеет, к чему готовиться непонятно, как это будет работать неизвестно. Нет цифр у бизнес-сообщества.
-Да я это подтверждаю и более того хотел бы еще раз сделать акцент на том, что мы не знаем как можно вообще сделать маркировку на некоторых видах упаковки. Да, есть один вариант который предложил ЦРПТ – заказывать промаркированную сразу упаковку у поставщика. Но производительность линий оборудования поставщика – 600 метров в минуту. У него по одному шаблону наносится рисунок на упаковку. Но ведь маркировку необходимо наносить индивидуально. Что сразу приведет к снижению скорости работы оборудования. Пойдут ли поставщики на это? Большой вопрос! К тому же им самим необходимо вложить инвестиции чтобы такое оборудование могло наносить промаркированную печать.
Еще одна сторона: мы часть упаковки заказываем за границей. Если даже законодательно обяжут наших поставщиков маркировать упаковку, то иностранные производители упаковки не попадают под наши юрисдикции. И пойдут ли они на это? Опять же большой вопрос.
-Юрий, как Вы думаете почему не слышат бизнес-сообщество? Ведь Вы не первый, кто говорит о проблемах, связанных с маркировкой. Весь Союзмолоко неоднократно говорит о нецелесообразности маркировки в том виде в котором ее планируют запустить и всё равно чиновники не слышат бизнес-сообщество. Почему?
-Это же очевидно. Представьте объем штучный выпускаемой молочной продукции на территории страны и умножьте это на 50 копеек – вот Вам и ответ. Очень похоже на коррупционный сговор.
-Есть ли какой-то вариант маркировки который приняло бы бизнес-сообщество и в котором комфортно было бы работать?
-Сложно сказать. Я читал интервью Сергея Барышева о маркировке, что идея хорошая, но если говорить о скоропортящейся продукции, которая не поставляется дальше своего региона, смысла в какой-то индивидуальной маркировке я вообще не вижу. ГИС “Меркурий” в полном объеме выполняет свои функции по контролю качества и прослеживаемости выпуска молочной продукции. Таким образом, никакие дополнительные маркировки, я считаю, вообще не нужны.
-То есть получается дублирование систем прослеживаемости?
-Разумеется. При этом маркировка сама по себе не является системой, которая полностью контролирует все этапы производства и качество товара. В то время как Меркурий начинается, грубо говоря, от коровы, следит от поля до полок в магазине. А маркировка просто выходит с производства и до полки. То есть что там на входе маркировка не контролирует. И никакой пользы маркировка по сути не принесет, она ни от чего не защищает и не страхует потребителя, как это декларирует ЦРПТ и те кто их поддерживают.
-Ваши дальнейшие действия?
-Мы начали с того, что написали письмо в ЦРПТ и “Союзмолоко”. Мы, как и все остальные, находимся в неведении. Задача стоит очень непростая. Мы не хотим сворачивать бизнес и будем вынуждены искать пути решения, будем готовить официальный запрос нашим поставщикам упаковки – готовы ли они производить маркировку для нас на упаковке. Если они дадут отрицательный ответ, то будем искать варианты установки оборудования и готовится.
-Юрий, Вы же прекрасно понимаете, что за оставшиеся полгода невозможно полностью подготовиться к успешному внедрению маркировки. В связи с чем вопрос: какой оптимальный срок должен быть у бизнес-сообщества, чтобы подготовить все на качественном уровне?
-Я думаю, что в рознице и ритейле это займет несколько меньше времени, чем на производстве. На производстве я думаю от одного года. Всё зависит от количества линий на производстве, от того в каком они состоянии и насколько технически возможно установить маркировочное оборудование на конвейере. Потому что есть еще один такой нюанс – не на каждом предприятии помещение позволяет установить дополнительное оборудование. Наличие места в цехе есть не у всех, и даже компактное оборудование банально не у всех поместится. И что делать в этом случае производителю? Останавливать предприятие? Искать новое помещение?
Вопросов очень много, а ЦРПТ молчит.
-Благодарю вас за очень откровенную беседу.
Ника Виноградова