Ранее нарушения фиксировали в «ручном режиме».
«Сейчас отрабатываются основные алгоритмы. С середины июля начнется поэтапный запуск модуля», – рассказал изданию «Ветеринария и жизнь» замдиректора по информатизации Федерального центра охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ») Россельхознадзора Александр Осминин.
Подключать к автоматическому модулю отдельные функции будут в течение 2020 года. На первом этапе запустят простой анализ производственных балансов. Основной критерий – значительное несовпадение в балансе входа сырья и выхода готовой продукции на предприятии либо баланса входа и выхода продукции на складе. Система сама будет сопоставлять данные об оформленных транспортных, производственных сертификатах и выявлять несоответствие. Нестыковки в «Меркурии» увидит мониторинговая группа.
«На втором этапе мы обучим машину выявлять нелогичные передвижения товаров. Легальная качественная продукция перемещается определенным образом. А когда идет контрафакт, видны сбои», – рассказал Александр Осминин.
При изучении данных «в ручном режиме» понятно, что определенная площадка ничего не производила. «Невозможно из одного литра молока произвести 20 тонн масла и 20 тонн сыра», – рассказал «ВиЖ» замначальника Управления внутреннего ветеринарного надзора Россельхознадзора Максим Цуканов.
По отмеченным нестыковкам данных дополнительно проводятся документарные и выездные проверки. И в 99,9% случаев нарушения, выявленные на основе анализа данных «Меркурия», во время физических проверок подтверждаются, отметил Максим Цуканов.
Так что система работает точно уже сейчас. Задача – перевести эти процессы в автоматический режим. Рынок очищается – результаты работы “Меркурия”. Подключение предприятий, производящих животноводческую продукцию, за исключением молочной, к системе «Меркурий» началось с 1 июля 2018 года. С 1 июля 2019 года оно стало обязательным для всей животноводческой продукции, за исключением некоторых видов молочной продукции. Качество и перемещение молочки вызывало у проверяющих органов больше всего нареканий. А некоторые участники молочного рынка долгое время усиленно сопротивлялись внедрению «Меркурия». Но в итоге приказом Министерства сельского хозяйства на первом этапе (с 1 июля 2019 года) электронные ветеринарные сертификаты начали оформляться на сгущенные и несгущенные молоко и сливки, с сахаром и без него, сливочное масло и другие жиры, а также сыр. А с 1 ноября 2019 года электронные ветсертификаты стали обязательными для питьевого пастеризованного, ультрапастеризованного или стерилизованного молока в потребительской упаковке, йогуртов, кефира, творога и мороженого. На этом включение молочной продукции в «Меркурий» было завершено. Поскольку электронные ветеринарные сертификаты должны оформляться на продукцию животного происхождения, часть молочных продуктов, содержание животных жиров в которых менее половины, в системе «Меркурий» не учитывается.
Особенности оформления электронных ветсертификатов на продукты с содержанием растительных жиров ранее разъясняли в Россельхознадзоре. Например, по имитациям разновидностей сыров стоит высчитывать состав в каждом конкретном случае, так как помимо жиров в продукте присутствуют белки и углеводы животного происхождения. Скажем, для имитации сыров, в составе которых массовая доля белка и углеводов в сумме больше, чем массовая доля жира, даже при полной замене молочного жира на растительный необходимо оформлять ветсертификаты. А вот для имитации сыров, в составе которых отношение суммы массовых долей белка и углеводов к массовой доле жира меньше 0,8, при полной замене молочного жира на растительный электронные ветсертификаты оформлять необязательно. Но «Меркурий» все равно отслеживает появление фальсификата на молочном рынке по производственным балансам. Масло или сыр должны производиться из молока, значит, в системе в любом случае должно отразиться достаточное количество сырья для выпуска конечного продукта, говорит Максим Цуканов.
Система позволяет выявлять так называемые предприятия-фантомы. Они сами продукцию не производят, но перефасовывают продукт других предприятий, выдавая его за товар более высокого качества.
«Например, на склад поступает белково-жировой продукт, а потом выходит из него в виде сыра или масла, но не маргарина или растительного продукта, как это должно быть на самом деле», – пояснил Цуканов.
Сейчас специалисты, работающие с «Меркурием», стали лучше понимать товаропроводящие цепочки, отметил он. Потому, кстати, выросло количество выявляемых предприятий-нарушителей. К тому же обязательная сертификация всей готовой молочной продукции сразу увеличила количество исследуемых предприятий. Больше всего фантомов обнаруживается среди производителей жирных молочных продуктов, таких как масло и сыры, добавил Максим Цуканов. Потому после введения «Меркурия» рынок молочной продукции стал очищаться от фальсификата, отметила в разговоре с «ВиЖ» директор Молочного союза России Людмила Маницкая. Сейчас благодаря «Меркурию» добросовестные производители не испытывают конкуренции со стороны предприятий-фантомов. Все вынуждены работать в равных условиях.
«Это то, чего мы добивались много лет», – отметила Маницкая. Мнения участников рынка Компании, производящие молочную продукцию, отмечают, что интеграция систем преследует благие цели. Однако, по их мнению, пока есть технические проблемы реализации проекта, связанные с маркировкой товаров. Кроме того, многие производители уверены, что успешно функционирующей системы «Меркурий» достаточно для обеления рынка, а введение дополнительной системы маркировки только усложнит работу предприятий.
Например, на сложность реализации замысла указывают в ООО «Валио» – российском подразделении финского концерна Valio.
«Идея маркировки, безусловно, преследует благие цели, однако сложность технической реализации, а также особенность сектора молочной промышленности создают неуверенность у игроков рынка в возможности реализации проекта. Молочный продукт является результатом работы большого количества компаний – производителей сырья, ингредиентов, упаковки, что требует привлечения к подобным задачам экспертов из смежных процессов. Таким образом, сейчас сложно в полной мере давать прогнозы и тем более делать выводы», – прокомментировали «ВиЖ» в пресс-службе ООО «Валио».
Сейчас вопрос тщательно изучается: представители компании включены в состав рабочей группы, цель которой – определить особенности методологии применения обязательной маркировки в молочной отрасли.
Нарушения в цифрах
По данным системы «Меркурий», за 2019 год и первые четыре месяца 2020 года нарушения при оформлении ветеринарных сертификатов допустили 5387 уполномоченных лиц, то есть сотрудников предприятий: технологов, ветеринарных специалистов, которые получили пароли и доступы в систему «Меркурий» по письму руководителя и занимаются оформлением ветсертификатов на продукцию. Также выявлены нарушения, допущенные 1985 ветеринарными врачами региональных ветслужб России (не входят в структуру Россельхознадзора. – Прим. ред.). С помощью «Меркурия» за этот же период выявили 1935 предприятий-фантомов, поделился статистикой Максим Цуканов. И если в 2019 году посредством «Меркурия» было выявлено 1246 таких предприятий, а среди них было 182 молочных завода, то только за четыре месяца 2020 года из 689 выявленных 298 были заняты в молочном секторе.
С уважением к Вашему делу, Ника Черемухина
Источник: Vetandlife.ru