- Количество произведенной продукции в соотношении с трудозатратами.
- Продуктивность животных.
- Затраты корма для получения молока.
- Количество прибыли на единицу затрат.
- Трудоемкость процесса.
- Прибыль и себестоимость.
- Срок окупаемости капиталовложений.
- Рентабельность производственного процесса.
2. Эффективность трудовых ресурсов
- Нехватка квалифицированных кадров.
- Большое количество ручного труда.
- Низкие зарплаты в отрасли.
- Отсутствие мер экономического стимулирования работников животноводства за повышение молочной продуктивности и улучшение качества молока.
3. Эффективность менеджмента
- Нехватка квалифицированных управленческих кадров.
- Необходимость формирования привлекательного имиджа сельского хозяйства для привлечения сотрудников.
4. Техническая оснащенность Внедрение более совершенных систем автоматизации в молочной промышленности сложно переоценить. Так, они позволяют полностью заменить человека при выполнении рутинных, монотонных ручных и в санитарном отношении неблагоприятных операций, улучшить качество продукции и более оптимально использовать производственные ресурсы. Пути повышения технической оснащенности включают в себя следующие:
- роботизированное доение;
- беспривязная технология;
- компьютеризованные линейные доильные установки;
- автоматическое управление режимами работы исполнительных органов машин с учетом физиологических требований животных на каждом этапе осуществления ими физиологических функций — отдых, молокообразование, молоковыделение, потребление кормов и воды;
- создание и применение автоматических роботов для чистки стойл, кормовых и навозных проходов, кормления крупного рогатого скота, производства комбикормов и т.д.
5. Эффективность технологии
- Генетический потенциал (селекционная и племенная работа).
- Продуктивность (изменения, связанные с возрастом, доением, массой коровы, лактацией, содержанием, кормлением, качеством корма).
- Половозрастная структура стада.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
- Устройство теплого удобного ложа для животных; устранение стрессов; доение установками с регулируемыми параметрами; обеспечение оптимальных параметров микроклимата в помещениях для отдыха.
- Совершенствование системы кормления молочного скота. Применение сбалансированных кормовых смесей, нормированное кормление. Нужна инновационная техника — мобильные электронные взвешивающие устройства, дозаторы, смесители и кормовыдающие системы.
7. Внешние факторыПриродные
- Территориальный разрыв между производителями и потребителями. Из-за этого возникает проблема сохранения свойств молока при поставке на перерабатывающее предприятие.
- Сезонность продукции, которая приводит к недостатку молока в осенне-зимний период и становится одной из причин колебания рыночных цен.
- Кормовая база для пастбищных хозяйств.
- Климатические условия.
Экономические
- Высокая волатильность цен на рынке сырого молока, которая снижает экономическую устойчивость как производителей, так и перерабатывающих предприятий, что в итоге ведет к снижению потребления молочной продукции населением.
- Рост себестоимости производства молока, приводящий к еще большему росту цен. Рост цен на сырое молоко обусловлен рядом факторов: это рост цен порядка 30-50% на кормовые добавки, премиксы, на средства защиты растений от 30% и выше, рост цен на отечественные минеральные удобрения. Также это связано с подорожанием на 50% сельхозтехники, применяемой для заготовки кормов; запчасти для комплексов, снабженных импортными доильными установками, приобретаются по курсу доллара, это касается также моющих средств и обслуживающего материала.
8. Динамика цен 9. Госрегулирование Государственная поддержка молочного скотоводства является важным фактором повышения эффективности отрасли, так как она направлена на внедрение инновационно-инвестиционных проектов, совершенствование кормовой базы, а также на развитие воспроизводственных процессов. Субсидии. С 2017 года отдельной строкой в бюджете выделяется только предоставление субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. Доктрина пищевой безопасности. Была утверждена в 2010 году, срок действия — до 2020 года. Основной критерий оценки состояния продовольственной безопасности — удельный вес отечественного продовольствия в общем потреблении. На текущий момент плановые значения достигнуты или превышены по всем продуктам, кроме молочных (обеспеченность в 2017 г. — 82,4% вместо 90%) и соли. В феврале 2018 года было объявлено о том, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации подготовило новую редакцию документа с обновленными показателями. Для молока показатель останется прежним — 90%. В Минсельхозе рассчитывают, что в ближайшие шесть лет Россия сможет выйти на показатели доктрины продовольственной безопасности по молоку. НДС. Молочная отрасль очень чувствительна к любым изменениям, особенно к таким, как рост налоговой ставки, что негативно отразится на уровне потребления молочной продукции населением с низким уровнем дохода. 10. Тренды и стратегии Производитель: I. Профессионализация сельского хозяйства
- Преимущество новых технологий. Технологии и цифровизация сельского хозяйства предоставляют производителям осуществлять мониторинг и контроль процессов в режиме онлайн.
- Рациональная интеграция технологий в операционные процессы. Максимально эффективное использование данных, полученных и накопленных в ходе мониторинга.
- Эффективное управление денежными потоками. Необходимость четкого представления о прибыльности и факторах, влияющих на прибыль.
II. Волатильность и риск Управление волатильностью. Во время неустойчивых цен на первый план у производителей выходит стратегия оптимизации затрат (в первую очередь, затрат на корм) вместо стратегии масштабирования (расширения производства). Переработчик: I. Адаптация к новому типу потребителя
- Здоровье и благополучие.
- Спрос на «чистую этикетку».
- Спрос на органические продукты и продукты без содержания ГМО.
- Здоровое старение. Взрослые потребители также демонстрируют интерес к диете на основе молочных продуктов, в том числе для предотвращения дряблости мышц.
- Рост рынка диетического питания представляет другую возможность для молочной отрасли. Такие ингредиенты, как казеин и белок часто используют для лечения в связи с недоеданием.
II. Инновации
- Инновации для максимизации
- прибыли.
- Сотрудничество между переработчиками, ритейлерами
- и потребителями для адаптации продукта к целевой аудитории и популяризации молочной категории.
- Инновации в глобальном масштабе
III. Надежная и безопасная цепочка поставок С надежностью и безопасностью поставок в молочном секторе связаны серьезные риски. Короткие сроки хранения и большое количество поставщиков увеличивают вероятность дисбаланса в обеспечении локального потребителя. На данный момент имеется несколько проблем, которые встают перед переработчиками молока при транспортировке:
- увеличение сложности цепочки поставок;
- необходимость контроля над каждой стадией производства;
- адаптация к новым условиям (предпочтение местных продуктов, забота об окружающей среде и т. п.)
В качестве решения этих проблем «Делойт» предлагает использование технологий, позволяющих отслеживать продукт от места его происхождения до доставки конечному потребителю. Производитель и переработчик: «Экологизация» Давление со стороны регулирующих органов, некоммерческих организаций и потребителей. Внедрение целевых показателей по выбросам углекислого газа и утилизации пищевых отходов. «Зеленые» технологии. Например, технологии по переработке метана, вырабатываемого скотом. Создание имиджа экологичного предприятия как стратегия продвижения бренда. Ритейлер: I. Адаптация предложения к спросу
- Размещение скидок и специальных предложений. После кризиса потребители менее лояльны к брендам и более лояльны к цене, что делает стратегию более привлекательной.
- Персонализированные предложения. Потребители все чаще ожидают предложений, рассчитанных специально для них.
- Рост спроса на местную продукцию, связанный с обеспокоенностью потребителей качеством продукции, а также с ростом социальной значимости поддержки местной экономики.
- Использование больших данных позволит анализировать поведение потребителей и настраивать предложения для целевой аудитории.
II. Многоканальная торговля Мобильная и онлайн-торговля. Современные покупатели ожидают, что смогут делать покупки в любое время и в любом месте. Рост количества магазинов «у дома». Для того чтобы снабжать эти небольшие магазины, которые располагают маленькими складами, основная распределительная сеть должна обладать способностью соответствовать спросу и предложению с быстрым пополнением запасов. 11. Заменители натурального молока Одной из тенденций на мировом рынке молока является рост потребления растительных аналогов животного молока — напитков, изготовленных на основе сои, миндаля, кокоса и т. п. Согласно прогнозам экспертов, до конца 2022 года рынок растительных заменителей коровьего молока будет прибавлять по 7,1% в стоимостном выражении. Самый большой рынок растительных напитков сформировался в Северной Америке. Потребители из США и Канады активно пробуют такие напитки и часто отказываются от животного молока. В 2017 году продажи на американском рынке составили 2,1 млрд долл. США. За пять лет продажи в сегменте выросли на 61%, в то время как показатели коровьего молока, напротив, снизились на 15% с 2012 года и составили 16,2 млрд долл. США. Причины роста спроса на растительное молоко: 1. Увеличение дистрибуции категории. В 2018 году — 23% крупных розничных сетей России продают растительное молоко, против 14% в 2017 году. 2. Средняя цена на альтернативные виды молока за год снизилась на 14% до 239 руб. за литр. 3. Расширение сегмента потребителей, которые по диетическим соображениям отказываются от традиционного молока. Потребители в России, как и в мире, начинают больше интересоваться растительными аналогами животного молока. Это связано с расширением предложения таких продуктов в магазинах и модой на здоровый образ жизни. Продажи растительного молока в крупнейших розничных сетях России растут трехзначными темпами: в первом квартале 2018 года продажи прибавили 154% в натуральном и 119% в денежном выражении. Всего российские потребители за 2017 год выпили 1,7 млн литров молока растительного происхождения. Потребление традиционного пастеризованного молока в России за тот же период снизилось на 1,1% в натуральном выражении и стагнировало на уровне +0,4% в денежном.
Напомню, что молочная продукция является подконтрольной ФГИС “Меркурий” , который создан для электронной сертификации грузов, подлежащих госветнадзору, а также для отслеживания их перемещения по территории Российской Федерации. Главная цель внедрения системы заключается в создании единой информационной среды для ветеринарии и обеспечении повышенной биологической и пищевой безопасности.
Еще больше новостей читайте в главном информационном разделе — https://aoasp.ru/news/