Журналист ASP News взял интервью у нескольких предпринимателей: как они переживают упадок потребительского спроса и удаленный режим работы во время карантина?
Последние новости: одобрен второй пакет мер по поддержке бизнеса, только действительно ли он эффективен? В современных реалиях карантина, удаленной работы и резкого падения спроса российский рынок как продовольственной, так и промышленной продукции вынужден сигналить S.O.S.
Мы поговорили с Петром Масловым – индивидуальным предпринимателем из Волгограда, который занимается производством молочной продукции и дополнительно держит небольшой магазинчик в сельской местности, чтобы узнать, как его бизнес переживает коронавирусный удар.
Здравствуйте, Петр. Скажите, как повлияли карантинные меры, вызванные коронавирусной вспышкой, на Ваш бизнес, уменьшились ли заказы?
– Здравствуйте, заказы, конечно, у нас намного уменьшились, потому что работаем с детскими садами, школами и образовательными учреждениями в целом, но они сейчас закрыты… Все наши сотрудники работают на удаленке, вопросы решаем по телефону. В офис ездит только один человек, так что ни с кем не контачим.
Как выкручиваетесь в нынешней обстановке?
– Сейчас работаем с больницами, интернатами и учреждениями, где люди постоянно живут в стационарах.
Как думаете, сколько продлится карантин?
– Пока не могу сказать точно, но у нас есть определенные запасы, в данный момент будем работать с этим объемом. Однако из детских садов мы по графику продолжаем принимать заявки на 6 число, а там посмотрим – возможно, карантин продлят.
Помогают ли Вам меры поддержки от государства, например – кредит на выплату зарплаты сотрудникам?
– Пока не уверен, если честно, что удастся сохранить все обязательства по выплатам зарплаты в полном объеме, потому что сотрудники получали проценты от продаж, а сейчас их практически нет… Но я думаю,что-то платить все равно будем.
В целом производство у нас маленькое, но мы не так пострадали, как туристическая индустрия и общепит, и пока у нас есть какие-то минимальные отгрузки. Что касается кредита под зарплату от государства, то я бы даже не рискнул взять – его же потом отдавать как-то надо… Как я могу взять на себя такие расходы, если неизвестно, когда это все закончится и какими потерями обернется в итоге.
Легко ли было перевести сотрудников на удаленную работу и подстроиться под такой режим?
– Подстроились, у нас только проблема была с первичной документацией – накладными, потому что бухгалтера, которые их обычно разносят в места поставки нашей продукции, сидят дома на удаленке, но мы договорились, чтобы раз в три дня им первичку заносили домой. Мы установили у себя как раз такую 1C, чтобы все могли работать территориально независимо, то есть подключили сервер пару месяцев назад и, таким образом, сделали так, чтобы к нашей базе можно было подключится с любого места. Как оказалось, не зря.
Если карантин все-таки продлят, Вам удобно было бы в таком режиме дальше работать? Можно ли продолжать развивать бизнес в новых жестких условиях?
– Да, в таком режиме мы и будем дальше работать. Развивать бизнес, конечно, вряд ли, если только выживать…У нас еще специфика такая: мы работаем с бюджетными организациями и поставляем молочную продукцию. Сейчас хоть и очень сильно сократился объем производства и заказов, мы поставляем продукцию в больницы не зависимо от того, где мы находимся, потому что товар развозит поставщик – своих машин не имеем, ведем только документальный оборот. Что можно делать и на удаленке.
Спасибо за интервью, Петр, ASP News желают Вашему бизнесу стойко выдержать карантин и возобновить поток заказов в ближайшее время, оставайтесь здоровыми!
– Спасибо, будем надеяться на лучшее!
Журналист ASP News также пообщался с Анной – предпринимателем родом из Дальнего Востока России. Еще совсем недавно она работала в Америке и Польше, поэтому большинство ее клиентов – иностранные покупатели, хотя Анна продолжает успешно вести бизнес и по сей день, только уже в Краснодаре.
Семейный бизнес 19-летней девушки Costa Blace специализируется на создании карнавальных и праздничных костюмов оригинального дизайна для детей и взрослых, и такие предложения активно пользуются спросом по всему миру. Однако в последнее время из-за закрытия границ бизнес Анны переживает не лучшие времена:
“Потребительский спрос упал убийственно, продажи сократились вдвое: если раньше мы получали заказ раз в 2 дня, то теперь раз в 4-5 дней. Раньше один человек мог разместить несколько заказов, но сейчас если они и заказывают, то в основном одиночные. Самая большая проблема – это способ доставки заказов. Мы всегда работали через EMS (express mail service), и после того, как эта служба доставки стала частью почты России, ее качество значительно ухудшилось. Из-за сложившейся ситуации они часто теряют посылки, из-за чего случаются неожиданные задержки с поставкой заказа. Если раньше время прибытия занимало от 6 до 12 рабочих дней, то теперь может занимать до 2-х месяцев! Мы просто ждем, когда этот карантин скорее закончится, и почта снова будет работать нормально, иначе мы так потеряем всех своих клиентов”.
Как Вы думаете, переживет ли бизнес карантин и сможет ли приспособиться к новым условиям удаленной работы? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте “мне нравится” и подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить много интересных материалов и новостей 🙂
Елизавета Ушань