Как проходит импортозамещение в пищевой отрасли в 2023 году?
Ранее я уже подробно рассказывала о процессе импортозамещения, который стал актуальным для всех жителей России с началом 2022 года.
Нет, конечно всё началось гораздо раньше. Российские власти начали активно поддерживать эту стратегию еще в 2014 году. Теперь мы можем наглядно увидеть в магазинах аналоги иностранных продуктов на русский лад, которые просто копия (внешне уж точно).
Такая тенденция появилась именно в прошлом году. Да еще и в широком масштабе.
А всё благодаря введенным санкциям, со счета которых лично я сбилась. Уж слишком много пакетов с пакетами ввели против России. Но от этого наша страна не только не ослабла, а наоборот стала мощнее. В результате полки магазинов заполнили местные производители.
Это изменение было обусловлено введением санкций, и честно говоря, количество их пакетов уже вызывает путаницу. Несмотря на это, Россия не только справилась с вызовами санкций, но и стала более мощной и самостоятельной в сфере производства продуктов питания.
Для тех, кто упустил детали того, как это было в 2022 году, ссылку на предыдущую статью можно найти здесь.
Цели импортозамещения амбициозны: правительство России стремится обеспечить всю страну продуктами питания отечественного производства с помощью господдержки. Снаружи это выглядит обнадеживающе и доступно для потребителей, так как ассортимент товаров постоянно расширяется.
Также есть множество планов мероприятий по импортозамещению в различных отраслях, которые поставлены до 2024 года. Ознакомиться с документом (по пищевой и перерабатывающей промышленности), который опубликован Фондом Развития Промышленности, можно здесь.
Однако существуют и некоторые проблемы, которые не сразу видны обычным покупателям, но они ощущаются производителями. Для полного решения проблемы импортозамещения необходимо увеличивать производственные мощности многих предприятий, модернизировать хранилища овощей и фруктов, а также внедрять новые сельскохозяйственные технологии.
Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов снижается в следующих отраслях:
парное мясо крупного рогатого скота, говядина и телятина – 2005 тысяч тонн в 2017 году и 109, 3 в 2022 г.;
свинина парная – с 2 171 тыс. тонн до 107 за 5 лет;
птица и субпродукты – с 4 839 до 106,7;
кисломолочные продукты – сокращение с 2 896 до 94,2 тыс. тонн;
сыры – с 464 до 104,6 тыс. тонн;
молоко – с 5 390 до 104,9.
Федеральная служба государственной статистики опубликовала показатели, характеризующие импортозамещение в России – здесь.
Для подстраховки законодатели еще разрешили параллельный импорт, что позволяет ввозить товары с маркировкой правообладателя через альтернативные каналы поставок.
Про господдержку в разных отраслях я писала здесь, а сегодня хочу отметить еще один важный момент. Государственная Дума разработала законопроекты, которые защищают предпринимателей и население в санкционное время:
ФЗ №188-ФЗ от 29.06.2015 – российские производители ПО имеют приоритет при государственных закупках.
Постановление Правительства №925 от 16.09.2016 – местные товары, услуги и работы имеют приоритет при участии в тендере.
Постановление Правительства №616 от 30.04.2020 – запрет госзакупки иностранных промышленных товаров.
Постановление Правительства №522 от 31.03.2022 – увеличено финансирование в грантах, которые выдаются для создания аналогов зарубежных комплектующих.
Постановление Правительства №297 от 06.03.2022 – государственная закупка медицинского оборудования ведется по упрощенной схеме.
И, конечно же, сотрудничество России и Белоруссии вышло на новый уровень торговых отношений.
После введения санкций пищевая промышленность России и Беларуси столкнулась с недостатком импортных ингредиентов. Однако через год исследователи и инженеры из этих двух стран нашли решения для собственного производства ингредиентов и представили новые продукты на рынке.
В текущем году белорусский завод “Беллакт” в Волковыске запустит производство продуктов с пониженной аллергенностью, с главными компонентами для таких продуктов – гидролизатами. Планируется начать их производство на том же заводе. Об этом сообщила Елена Симоненко, начальник отдела НИИ детского питания России, кандидат технических наук.
На данный момент ни в России, ни в Беларуси, и даже в странах СНГ нет производства продуктов с пониженной аллергенностью. Для производства таких продуктов требуется гидролизат, который ранее поставлялся из Франции. В условиях санкций это зависимость от зарубежных поставок стала особенно критичной, так как это может привести к недостатку продуктов, включая продукты для детей. Симоненко подчеркнула, что решение проблемы импортозамещения возможно только через совместные усилия с белорусскими коллегами, у которых есть сырьевые ресурсы и возможности для производства компонентов для пищевой промышленности и детского питания.
Также существует неотложная потребность в импортозамещении в области заквасок и дрожжей, которые используются в молочной промышленности и в виноделии. Санкции подчеркнули важность разработки собственных решений в этой области. В России работа по этому направлению ведется в “Курчатовском геномном центре”. Дмитрий Федосов, начальник лаборатории генетических технологий виноградарства и виноделия Курчатовского института, рассказал, что в России уже создан прототип национальной базы генетической информации, которая будет храниться внутри страны. Совместно с коллегами из Беларуси проводятся эксперименты по созданию эффективных штаммов дрожжей для автохтонных сортов винограда. Также белорусские ученые занимаются экспериментальной сушкой дрожжей, используя биореакторы собственного производства. В будущем Беларусь также планирует создать собственное производство какао-бобов для кондитерской промышленности, чтобы не зависеть от импорта. На кондитерской фабрике “Коммунарка” уже начато инновационное производство, в результате чего какао-тертое и какао-масло производятся внутри страны, что позволяет сэкономить на импорте и сохранить добавленную стоимость внутри страны.
Несмотря на рекордные показатели по производству зерна, мяса и молока, России все еще недостаточно некоторых продуктов для обеспечения полной продовольственной безопасности.
Спорный момент
О следующем виде импортных продуктов, которого не хватает местным производителям, можно устроить дебаты, а надо ли вообще это нам?
Речь идет о пищевых красителях и прочей химии, которая отвечает за внешний вид, вкус и срок годности продуктов, делая их более привлекательными и с более долгим сроком хранения. Лично мое мнение, очень хорошо, что химии в продуктах станет меньше и скоропортящейся продукции станет больше. Но, возможно, кого-то эти цифры расстроят: Россия на 90% зависит от внешних поставок.
Любопытный факт
Мы все знаем, что такое лимонная кислота, но, оказывается, в нашей стране нет собственного производства лимонной кислоты.
А еще у нас практически нет производства модифицированных крахмалов (используемых как загустители) агара и желеобразователей. Эти важные компоненты преимущественно завозились из стран Европы и Азии.
Однако в следующем году производство лимонной кислоты отечественного производства все-таки планируется. А какие еще прогнозы дают эксперты по импортозамещению в 2024 году, мы поговорим в следующий раз.
Если есть что добавить, то пишите в комментариях.
С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова