Нынешний 2022 год не только время расцвета бизнеса, но и период испытаний. Как молочная отрасль преодолевает внезапно созданные барьеры рассказал Артем Белов (ген. директор “Союзмолоко”).
Введенные санкции прямым образом отразились на молочной отрасли. Лишь малую толику, верхушку айсберга смогли увидеть покупатели, например, изменение упаковки (стала более простой по цвету), размера (в целях экономии стала больше). Но только сами производители и дистрибьюторы знают, что они потеряли и приобрели.
Из глобальных потерь: это снижение продаж молочной продукции. По данным Артема Белова более 50% выручки составлял экспорт в те страны, которые ввели санкции. В прошлом году товарооборот России с теперь недружественными государствами составлял 426 млрд руб. Не надо обладать экономическим образованием, чтобы понять в 2022 году этой суммы явно не будет теперь у молочников.
Сейчас идет активное импортозамещение красок для упаковки, полиграфии, оборудования, комплектующих. Естественно Россия всё это создаст на базе отечественных ресурсов, но на данный момент процесс только запущен и каково в этот период самим молочникам, конечно сложно представить.
Для сравнения могу предложить пример с переездом из одной квартиры в другую, сколько хлопот, времени, финансов это занимает только у одного частного лица думаю, что многие из Вас, дорогие читатели, знают. Так вот если это масштабировать в рамках целого предприятия и при этом обеспечивать бесперебойное производство молочной продукции, чтобы покупатели были довольны, согласитесь, такое сравнимо с подвигом. Но так как об этом мало кто знает из потребителей, то и наград с благодарностями никто не получает. А молочники продолжают ежедневно преодолевать барьеры. И тут немаловажно отметить, что цены на продукты никто стремительно не поднял, хотя незапланированных расходов оказалось немало.
Тем не менее, по словам Артема Белова, спустя три месяца после введения санкций большинство молочных предприятий смогли адаптироваться к новым экономическим условиям. Ни одно предприятие не заявило о том, что вынуждено прекратить свою деятельность, потому что не справилось с задачами замещения поставщиков или поиска новых партнеров.
Основные трудности на первом этапе были связаны с ограничением ввоза сырья для производства упаковки и приостановкой работы иностранных компаний. Значительное число производителей упаковочных материалов делают готовый продукт на территории России, однако многие компоненты импортировались.
Еще один вызов — высокая зависимость рынка от импорта заквасок. Это специально подобранные для производства кисломолочных продуктов микроорганизмы. В Российскую Федерацию импортируется до 80% необходимых молокоперерабатывающих комбинатам заквасок: замороженные в объеме 60% и сухие в объеме 40%. При этом доля Hr. Hansen (Дания) составляет 45%, а Danisco (США) — 35%. Они используются для промышленного производства, потому что способны переработать до 10 т молока единовременно. В России же закваски для меньших объемов выпускают ФГУП «Экспериментальная биофабрика» (Углич) и ГК «Союзснаб». Несмотря на то, что выпуск у них небольшой, сегодня рассматриваются различные инструменты поддержки отечественных производителей заквасок, в том числе выделение им льготных кредитов на развитие производства.
Что предстоит развивать: новую базу поставщиков, генетику, семеноводство, производство оборудования, комплектующих.
Благодаря санкциям молочники увидели новые возможности поставок своей продукции в страны с которыми ранее либо редко сотрудничали, либо вообще не было поставок. Это Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Африка.
Так, что пройдет время и все трудности у молочников останутся в прошлом, а вот опыт останется плюс развитие новых ниш, сотрудничество с другими странами. А там не исключено, что отменят свои санкции те, кто сегодня их ввел и поддерживает. Наши же предприниматели из всего найдут позитивный выход, ведь недаром нам всем с детства говорили, что всё что не делается, всё к лучшему.
С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова
Источник: DairyNews.today