Top.Mail.Ru
Кто против «российской полки» в магазинах

Кто против «российской полки» в магазинах

Законопроект о создании обязательной «российской полки» в магазинах столкнулся с мощным сопротивлением ведущих отраслевых объединений страны.

Члены Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) и семь ключевых ассоциаций производителей и ритейла направили письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с требованием отказаться от поддержки данной инициативы. Подлинность документа, датированного 27 мая, подтвердили «Ведомостям» три представителя подписавших организаций.

Кто против?
В числе авторов обращения – мощнейшие игроки потребительского рынка:

  • Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейшие сети)

  • Национальная мясная ассоциация

  • Национальный союз хлебопечения

  • Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»)

  • Рыбный союз

  • Ассоциация производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены

  • …и другие объединения.

Суть законопроекта:
Идея «российской полки», лоббируемая Минпромторгом и обсуждаемая с 2023 года, обяжет торговые сети выделять фиксированное место на витринах и стеллажах исключительно под товары, соответствующие строгим критериям «национальности»:

  1. Производство: Только РФ или страны ЕАЭС.

  2. Контроль: Производитель и владелец товарного знака не должны находиться под контролем иностранных лиц.

  3. Исключение: Продукция под товарными знаками, написанными кириллицей (даже по лицензии), может считаться национальной (поправка в интересах компаний, получивших активы ушедших иностранцев).
    Закон планируется ввести с 1 марта 2026 года, начав с бытовой химии и косметики, а затем распространить на другие непродовольственные группы. Конкретные квоты и товарные группы определит правительство.

Ключевые аргументы противников:

  1. Удар по экономической свободе:
    “Законопроект нарушает принцип свободы экономической деятельности, фактически понуждая [ритейл] к заключению договоров с определенными производителями”, – указывается в письме. Рустам Айдиев (Нацсоюз хлебопечения) подчеркивает опасения отрасли перед дальнейшим вмешательством государства в отношения сетей и поставщиков.

  2. Дискриминация локализованных производств:
    Главный камень преткновения – исключение из понятия «национальный товар» продукции международных компаний, полностью локализовавших производство в России.

    • “Такие транснациональные холдинги могут быть российскими резидентами, которые платят здесь налоги, создают рабочие места, делают инвестиции и используют отечественное сырье”, – аргументируют авторы.

    • Артем Белов («Союзмолоко»): “Это может привести к дискриминации таких производителей и искажению конкуренции, а также негативно отразиться на смежных отраслях, включая сельское хозяйство и переработку”. При этом товары из ЕАЭС преференции получают.

  3. Игнорирование реальной доли российского товара:
    АКОРТ приводит данные: в продовольствии доля отечественных товаров достигает 80-99% в зависимости от категории. В бытовой химии она составляет около 75%. Жесткое квотирование считают избыточным и не учитывающим существующие рыночные реалии.

  4. Техническая нереализуемость и рост издержек:

    • “Выстроить единый операционный процесс во всех магазинах при многообразии форматов и ассортимента сложно”, – говорится в письме.

    • Петр Бобровский (Ассоциация производителей ПК ТБХиГ): Небольшие региональные сети не смогут регулярно проверять поставщиков на соответствие сложным критериям «национальности». Также неясно, как определять “неподконтрольность” иностранному капиталу (например, при залоге акций зарубежному банку).

    • «Союзмолоко» предупреждает: Реализация приведет к росту издержек во всей цепи, удорожанию продуктов, усилению админнагрузки и снижению инвестиционной привлекательности отрасли.

  5. Нечеткие критерии и пробелы:
    Станислав Богданов (АКОРТ) указывает на отсутствие в законопроекте положений о товарах из дружественных стран СНГ и других. Критерии отнесения к «национальной» продукции остаются спорными и размытыми.

Альтернатива: Рынок вместо администрирования
Отрасль единогласно поддерживает идею развития российского производства, но предлагает иные методы:

  • Рыночные стимулы: Инвестиционные и налоговые льготы, субсидии на НИОКР, гранты, маркетинговая поддержка («Союзмолоко»).

  • АКОРТ и «Союзмолоко»: Развивать присутствие российских товаров нужно через рыночные механизмы, а не административное квотирование полки.

Статус законопроекта и позиции ведомств:

  • Документ находится в правительстве, его планируют внести в Госдуму в ближайшее время (по заявлению министра Алиханова).

  • Поддерживает: Минпромторг.

  • Критиковали/Выступали против: ФАС (в 2024 г.), Минэкономразвития (против ранних версий, указывая на дискриминацию локализованных производств).

  • Правительство, Минпромторг, Минэкономразвития, ФАС: На запросы «Ведомостей» о письме ассоциаций не ответили. Источник, близкий к кабмину, знает о письме.

Обращение столь представительного пула отраслевых объединений ставит под серьезное сомнение жизнеспособность законопроекта о «российской полке» в его текущей редакции. Критика фокусируется на фундаментальных рисках: дискриминации реальных российских налогоплательщиков и работодателей (пусть и с иностранным капиталом), росте цен, административном хаосе и игнорировании уже высокой доли отечественных товаров.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

Источник: Ведомости

-->

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять