Россельхознадзор отвечает на вопросы по указанию массовой доли молочного жира и белка при оформлении эВСД в компоненте Меркурий.
Уважаемые дамы и господа, коллеги,
Результаты анализа ваших обращений, сотнями поступавших в Россельхознадзор со времени публикации нашего обзора результатов наблюдения за исполнением требования об обязательном указании массовой доли молочного жира (МДЖ) и массовой доли молочного белка (МДБ) в производственных транзакциях, показали, что в формулировках, использованных в Правилах, несмотря на неоднократно дававшиеся разъяснения, остаются места многими непонятые.
Считаем целесообразным остановиться на них еще раз.
Первый. Очень часто звучал следующий вопрос: почему мы должны указывать МДЖ и МДБ, если мы вырабатываем не молочные продукты, а мясные?
Ответ: никто не требует указывать МДЖ и МДБ в мясных продуктах, в состав которых входят сырьевые компоненты, являющиеся продуктами переработки молока (чаще всего это либо сухое молоко, либо различные концентраты молочных белков). Однако, указывать МДЖ и МДБ в этих сырьевых компонентах – продуктах переработки молока необходимо.
Второй. Также много вопросов было такого содержания: мы же указали в транзакции сигнальные слова «удой в хозяйстве» (или «из удоя в хозяйстве»), так зачем нужно указывать для этого продукта еще и МДЖ и МДБ?
Ответ: сигнальные слова «удой в хозяйстве» («из удоя в хозяйстве») не освобождают от обязанности указать МДЖ и МДБ. Эти сигнальные слова сигнализируют Меркурию и нам, как надзорному органу, о том, что продукция ПРАВОМЕРНО произведена без указания сырья. МДЖ и МДБ – это совсем о другом – о том каково содержания жира и белка в полученном продукте.
Третий вопрос, который также часто задают, касается указания МДЖ и МДБ в производственной транзакции, в которой фиксируется сбор отходов обращения.
Ответ. Тут есть тонкость. Такие производственные транзакции допустимо оформлять в двух вариантах. Первый с указанием сырья, второй – без указания сырья.
Первый вариант рекомендуется использовать для формирования партий отходов из небольшого количества партий продукции. Например, такое может быть, когда требуется «списать» значительную партию испортившейся или просроченной продукции. В этом случае такая производственная транзакция исполняет две полезные функции – (1) описывает формирование партии отходов и (2) осуществляет коррекцию в электронном журнале площадки, удаляя («списывая») из него подконтрольный товар, направляемый на утилизацию.
Второй вариант рекомендуется использовать, когда партия отходов формируется из очень небольших объемов подконтрольных принадлежащих к очень большому количеству разных партий разных товаров. Такое бывает особенно часто в розничных магазинах в результате просрочки остатков товаров, порчи (утраты товарного вида) отдельных упаковок. Бывает такое и в очень маленьких производствах, выпускающих очень маленькие по объему партии продукции, когда последовательно в течение нескольких дней идет формирование партии отходов из множества различных партий перерабатываемых подконтрольных товаров.
В обоих случаях указывать МДЖ и МДБ в самих отходах не требуется, а вот указывать в первом случае МДЖ и МДБ в тех партиях, из которых идет формирование партии отходов, требуется. Во втором варианте, естественно, в сырье МДЖ и МДБ указать невозможно, поскольку в транзакциях этого типа не указывают сырьё.
Четвертый вопрос касается того надо ли указывать МДЖ и МДБ и как их указывать в партиях сырого молока, произведенных на молочно-товарных фермах в производственной транзакции, оформляемой на этой ферме на сам удой, если МДЖ и МДБ на самой ферме не определяется, а удой молока направляется на молокоперерабатывающее предприятие, где будут проведены определения (в том числе – определение МДЖ и МДБ) в рамках ветеринарно–санитарной экспертизы (ВСЭ). Если их надо указывать, то где брать для этого данные, если ВСЭ с данной партией еще не проведена?
Сейчас в действующей редакции Правил нет изъятия на сей счет. Надеемся, что в официальных разъяснениях Минсельхоза будет сказано, что в таких случаях указывать МДЖ и МДБ допускается, но не требуется. Т.е. пока указывать надо. Но в Правилах, во-первых, не связано указание МДЖ и МДБ с обязательной ВСЭ именно данной партии, во-вторых, не сказано с какой точностью их требуется указывать. Такая правовая конструкция дает возможность указывать МДЖ и МДБ в удое на основе предыдущего опыта.
Что это значит?
Это значит, что если вы наблюдаете, что вчера, позавчера и третьего дня МДЖ молока, собранного на данной ферме и подвергнутого анализу на молокозаводе, была 4,2%, то вы получаете чувство обоснованной уверенности в том, что и сегодня МДЖ на этой ферме будет 4,2% или около того. Эти показатели определяются при приемке молока-сырья на молокоперерабатывающем предприятии регулярно, и эти данные нетрудно получить. Таким образом, от врача, оформляющего эВСД требуется лишь наладить работу с получением этих данных от молзавода.
Отметим, что в таком случае надо помнить, что в предназначении надо указывать «для переработки с целью изготовления продукции, предназначенной в пищу, после проведения ВСЭ», а в транспортном эВСД надо указывать направление «на место проведения ВСЭ».
Четвертый вопрос касается того надо ли указывать МДЖ и МДБ и как их указывать в партиях сырого молока, произведенных в ЛПХ граждан.
Тут те же вопросы, что и по МТФ и добавляется еще один, который тоже часто задается. Звучит он примерно так: разве требования Правил и ТР ТС 023/2013 распространяются на молоко из частных подворий?
Причем значительная часть пользователей и, что особенно странно, государственных ветеринарных врачей, спрашивают об этом в такой тональности, что становится понятно, что они уверены, что эти требования на молоко, реализуемое из ЛПХ, не распространяются.
Мы, уважаемые дамы и господа, коллеги, об этом уже неоднократно писали. Должно понимать и помнить, что все требования по безопасности и качеству распространяются на всю производимую в ЛПХ продукцию, в том числе и молочную, ЕСЛИ ЭТА ПРОДУКЦИЯ ВЫПУСКАЕТСЯ В ОБРАЩЕНИЕ.
Нет требований лишь к той продукции ЛПХ, которую владелец ЛПХ сам произвел и сам же и съел.
Принцип простой и понятный: для себя – делай что хочешь, а для людей – по всем правилам.
Т.е. МДЖ и МДБ на сырое молоко в производственных транзакциях, оформленных в ЛПХ, УКАЗЫВАТЬ НЕОБХОДИМО. А откуда брать данные – описано выше для МТФ.
В этом контексте нелишним будет напомнить о том, что написано в Законе об ЛПХ.
В статье 5 в нем написано дословно вот что:
- «Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
- Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.»
То есть, местные власти должны контролировать количество содержащихся в ЛПХ животных (похозяйственные книги и т.п.), а сотрудники госветслужб субъектов Российской Федерации должны осуществлять ветеринарный контроль: соответствие правилам содержания, идентификация животных и их маркирование, состояние их здоровья, включая справку о здоровье дойных животных, наличие обязательных прививок и обработок, ветеринарная сертификация и т.д.
Кстати, точно такая же запись (буквально: буква в букву) содержится и в законе о КФХ только номер статьи другой – не пятый, а второй. Т.е. в смысле ветеринарного контроля нет совершенно никакой разницы между ЛПХ и КФХ.
Иное дело, что на местах зачастую нет желания, заниматься контролем за ЛПХ. Но тут вопрос не в том, что закон плох, а том, что исполнять его нормы многим не хочется: хлопотно. Часто еще и сказывается отсутствие должного материально-технического и кадрового обеспечения деятельности госветслужб субъектов Российской Федерации.
Пятый вопрос касается того надо ли указывать МДЖ и МДБ как их указывать в партиях молочной продукции, произведенных в ЛПХ граждан.
Технически – все так же. Указывать МДЖ и МДБ нужно и указывать их можно или по результатам пробной дойки, или по результатам исследования на рынке предыдущей партии продукции, или проведя ВСЭ данной партии.
Ранее Россельхознадзор ввел систему ФГИС Меркурий, которая была создана для электронной сертификации грузов, подлежащих госветнадзору, а также для отслеживания их перемещения по территории Российской Федерации. Главная цель внедрения системы заключается в создании единой информационной среды для ветеринарии и обеспечении повышенной биологической и пищевой безопасности.
Источник: Россельхознадзор