Вести бизнес в России не просто, но интересно, временами даже увлекательно, особенно с запуском Меркурий. Одного желания мало, так как конкуренция высокая и нужно ежедневно подстраиваться под современные реалии. О них мы сегодня и поговорим с Танзилей Шамильевной, зам. директора по качеству продукции компании ГП «Янта» г.Иркутск
-Расскажите, пожалуйста, о вашем предприятии “Янта”.
-Компания Янта — это крупное торговое и производственное предприятие. Это группа компаний, которая занимается не только реализацией, но и производством продукции, то есть от полей и до потребителя.
— После 1 июля 2018 года что-то поменялось или как работали в привычном рабочем режиме, так всё и осталось без изменений?
— Конечно, серьезных изменений в стране очень много произошло, которые повлияли не только на работу и на изменения в работе групп предприятий. Потому что вступило в действие законодательство по переходу на ЭВС. В связи с чем у нас значительно всё поменялось. Мы к этому уже шли практически на протяжении двух лет. Изначально были торговые площадки, зарегистрированные в системе Меркурий, поэтому для нас это не было чем-то неожиданным, но работали с помощью ветеринаров. Потому что не было определенной возможности и не было достаточного понимания о том, как должна работать система Меркурий. Законодательство у нас пишется не для простых людей, а у нас люди сейчас образованием, я скажу так, по стране не блещут, образование отстает, поэтому одни и те же документы читаются и воспринимаются по-разному. Возникло очень много споров, вопросов, особенно по поводу перехода на ветеринарные сертификаты по молочному производству. Я сейчас хочу выразить не только свою точку, но и точку зрения Молочного союза, что на данный момент в нашем государстве такой переход — это очень серьёзный шаг, к которому сельхозпредприятия не готовы, приказ об отмене готовой молочной продукции был подписан в самый последний момент, да и правильно, потому что там минимальный риск и во многих хозяйствах элементарно нет интернета.
-Расскажите как вы выбирали компанию для автоматизации своего бизнес- процесса.
— Мы очень долго выбирали компанию, которая действительно нам бы помогла в реализации интеграционных решений. Конечно, мы пытались самостоятельно провести интеграцию в Программе 1С Предприятие 8.2 и 8.3. Помимо всего этого у нас были очень большие сложности с партионным учётом. Партионный учёт — это достаточно сложный механизм, который реализовать на крупных предприятиях в очень короткие сроки даже за 2-3 года будет очень не просто. Потому что требует не только больших вложений на оборудование по маркировке на любое наше производство, но и нужны высококвалифицированные сотрудники на склады. Помимо всего этого, реализация в 1С предполагалась только с использованием партионного учёта, и возникла следующая проблема- мы не можем самостоятельно это сделать. Поэтому стали интенсивно искать компанию, которая смогла бы внедрить. В г.Иркутске мы обратились первоначально в одну компанию, но запросили помимо всего этого рекомендации в какие организации были внедрены ими интеграционные решения. На что получили встречный вопрос о партионном учёте. Партионного учёта у нас не было, поэтому данная компания от нас отказалась. Я лично занималась тогда поиском новой организации, которая могла бы интегрировать систему Меркурий с системой 1С, именно не только в бытовой структуре торговли, но и также на производстве. Таких компаний оказалось немного, в том числе и АСП. Они предоставили рекомендации по интегрированию других предприятий, таких как Уфа Гормолокозавод, мы созвонились с уфимским молочным заводом, непосредственно с начальником, который нас проинструктировал и сказал, что система хоть и с небольшими проблемами, но работает. Также мы связывались с мясоперерабатывающим предприятием в котором также была внедрена интеграция АСП. Для нас это ещё и серьезный финансовый вопрос, так как минимум 23 торговых подразделений плюс Ангарская птицефабрика, плюс Иркутский молочный завод, который планировали тоже подключить к системе интеграции — это достаточно крупные вложения, которые компания должна была понести в связи с внедрением системы Меркурий. Поэтому здесь одним из немаловажных решений было принято, что цена вопроса, скорость и внедрение на предприятие, где нет партионного учёта. Мы связались с Екатериной, менеджером по продажам компании АСП, и когда узнали что АСП, внедряет интеграцию без партионного учёта, то конечно нами было принято решение выбрать именно «АСП.Меркурий» — прямая интеграция с нашими программными продуктами 1С 8.2, 8.3.
-Насколько я знаю, вы запустились за 3 недели, то есть очень быстро.
— Даже не за три. Действительно очень благодарна Сергею Сергеевичу Барышеву, который непосредственно курировал наше внедрение. Пользуясь случаем хочу выразить от лица нашей компании ему огромную благодарность, потому что у нас была очень сложная ситуация в связи с кадровыми изменениями, в том числе, и нам необходима была именно та поддержка, которую мог оказать только Сергей Сергеевич. Благодаря ему у нас прошло внедрение за удивительно короткий срок- 2 недели. Конечно еще есть технические ошибки над которыми сейчас работают и программист АСП, и наш начальник отдела АСУ, но я так думаю, что это все решаемо.
-На ваш взгляд, интеграция всем предприятиям нужна или нет?
— Как я уже сказала, у нас не совершенные государственные законы. Формализовать данный процесс, к примеру в молочной продукции, в ближайшие лет 5-10 об этом рано еще говорить. Прикрепить чип к каждой корове — это не решение проблемы. У нас молокоприёмные пункты из которых везут молоко от разных хозяйств и детализировать от каких коров данное молоко -это нереальная статистика. Тем более предприятие которое может производить более 90 наименований молочных продуктов, в день, как сделать ту привязку и к какой корове, максимально -как всё это можно интегрировать? Сейчас это всё, я считаю, носит всё формальный характер. Но хотя это начальная стадия.
-Меркурий -это добро или зло?
-Однозначный дать ответ сейчас нельзя. Да, необходимо где-то усилить контроль, но сами понимаете, на данный момент, когда в стране большая часть населения живёт за гранью бедности и стоимость от внедрения таких проектов в конечном итоге будет оплачивать потребитель, который старается экономить. Несовершенство нашего законодательства говорит о том, что они не продумывают, каким образом наши покупатели должны приобретать хорошую продукцию по выгодной цене. Чем выше будет цена, тем больше покупатель будет смотреть на те товары, которые будут доступны его кошельку, а не по качеству товара. Это не какие-то статистические данные, это лично мое наблюдение за многолетнюю работу в компании. Мы боремся точно также против фальсификации, потому что продукты мы делаем настоящие, качественно выполняем свою работу.
Для справки: ФГИС “Меркурий” – система Россельхознадзора, которая создана для электронной сертификации грузов, подлежащих госветнадзору, а также для отслеживания их перемещения по территории Российской Федерации. Главная цель внедрения системы заключается в создании единой информационной среды для ветеринарии и обеспечении повышенной биологической и пищевой безопасности.
-Вы следите за новостями, которые пишут в интернете, на различных форумах?
-Нет, к сожалению, пока на данный момент, у нас и так проблем на крупном предприятии хватает, поэтому тратить время на интернет — это слишком непозволительная роскошь. У нас помимо внедрения Меркурия, параллельно решаются вопросы по переэтерификации жиров и прочего, так что форумы читать некогда. У нас первая необходимость хотя бы успевать за Государственной думой и читать законопроекты, которые они пытаются внедрять, пока не облегчая нам жизнь.
-Цель Меркурия- усложнить вам жизнь или облегчить?
-Дело в том что под ветеринарный контроль попали те продукты, которые раньше не попадали. В этом я вижу, как плюсы, так и минусы.
-Давайте с плюсов начнем.
-Понятно, что выписка вет. документов на бумажных носителях- это конечно большая проблема, тем более я понимаю, что бланки строгой отчетности стоят недешево и помимо всего этого ездить ежедневно, в вет. службу выписывать, вет. справки, вет. свидетельства — это проблема, которая несет большие финансовые расходы. Имея на предприятии, грубо говоря, 500-600 покупателей при стоимости справок, а в разных регионах разная цена -это влияет на удорожание мяса очень значительно. Также система интеграции именно 1С с Меркурием — это вет. справки за которые мы платить не будем. Вет. свидетельства при перевозке, в другие регионы мы как выписывали с помощью ветеринаров, так пока и будем выписывать, и бумажный расход на предприятии не уменьшится. Так как торговые сети выдвинули основное условие, чтобы это было и в электронном виде, и на бумаге.
— Ваши машины сейчас не разворачивают на постах ДПС, не требуют GUID?
— Дело в том, что мы своевременно предоставили GUID- коды торговым сетям с которыми работаем поэтому пока таких неприятностей у нас еще нет в Иркутске.
— Еще плюсы есть от внедрения Меркурий?
-Я думаю, что через месяц два примерно, мы их увидим, получится ли сэкономить на вет. справках. Но от фактического момента мы не ушли, вет. свидетельства как были так и будут, и допустим при приеме машины в Якутске, обязательно должен вет. врач лично провести физический осмотр иначе никто не даст разрешения торговать продукцией. Это одна сторона медали. Работа с торговыми сетями и сопровождение, бар-кодами, которые печатаются как транспортный документ для водителя, когда в машине находится продукция не для одного покупателя распечатывается большой транспортный документ. Одно радует, что это не на молочную продукцию
— Вы уверены, что перечисляете плюсы? Всё вышесказанное больше похоже на минусы.
-Да, говорю о плюсах, но плавно из которых выходят минусы. Лучше фактически — экономический анализ провести через 2-3 месяца, тогда мы точно увидим плюсы и минусы. Хотя многие уже говорят о том, что сэкономили на том, что отказались от работы вет. врачей. Мы пока еще работаем с ветеринарами во многих городах, чтобы не было у нас сбоев. Так как сами знаете, что Меркурий имеет еще такое свойство, как подвисать и падать. И обрушить ежедневную работу группы предприятий — это будут колоссальные потери- мы конечно не можем, поэтому имеем своеобразный подстраховочный вариант.
-Но, а теперь для рубрики “Слушай, Коля”- дайте совет Н. А. Власову.
-Мне очень сложно Власову что-то советовать- смеясь отвечает Танзиля, — но исходя из своего опыта, могу сказать так: я в жизни практик, и, жизнь настолько быстро меняется, что нам приходится практически “в воздухе переобуваться”. Но всё-таки прежде чем внедрять очень серьезные глобальные проекты в стране нужно начинать изучать их на практике. Присутствует некая отдаленность от жизни, от реальной картины. А у нас люди, работают ночью на погрузке, кто будет выписывать эти вет. сертификаты?
-Насколько я знаю сейчас дополнительно нанимают колл- операторов, которые работают нон- стоп.
— Да, и это дополнительные затраты и большая проблема в целом. Те операторы, которые годами выполняют свою работу, а у нас, извините, есть сотрудники, работающие больше 25-ти лет. Сейчас приходится им максимально оптимизировать свою работу и изучать много нового. С одной стороны — это хорошо. Но это и глобальный минус, в том плане, что у нас отодвигается время отгрузок, которое мы выстраивали на протяжении многих лет, время работы людей. А это опять удорожание, так как оплата в ночное время. Вы представляете с 2-х часов ночи погрузить 75 больших машин- фур до 6-ти утра, чтобы они уехали, и чтобы до 12 часов они разгрузились в торговых пунктах, и помимо всего, чтобы еще спокойно доехали до других регионов, а если подвисает сам «Меркурий» — продукцию в магазинах могут не дождаться. Вот такая проблема пока существует.
-Танзиля, спасибо вам большое за беседу, и по традиции дайте, пожалуйста, совет тем, кто еще не интегрировался.
-Всё в жизни нужно пробовать!
Ника Виноградова
Еще больше новостей читайте в главном информационном разделе — https://aoasp.ru/news/