Сегодня Общественная палата РФ за круглым столом озвучила последствия предполагаемой маркировки молочной продукции.
Как мы писали ранее Союзмолоко приглашал всех желающих за круглым столом обсудить маркировку.
В ходе круглого стола в Общественной палате РФ была представлена аналитическая записка аграрной комиссии ОП РФ по вопросу маркировки товаров контрольно-идентификационными знаками.
По мнению экспертов Общественной палаты, на сегодняшний день без прозрачных принципов введения маркировки компании не могут оценить затраты на реализацию проекта и своевременно формировать инвестиционные планы.
Предполагается, что с 1 июня 2020 года станет обязательной маркировка и готовой молочной продукции. Однако никаких точных документов и данных по реализации проекта не предоставлена. Лишь отдельные заявления участников процесса.
К слову, в 2018 году в России уже запущены пилотные проекты по маркировке табачной продукции, ювелирных изделий, лекарственных препаратов. В 2020 году планируется полноценный запуск системы маркировки для ряда категорий лекарств, обуви, молокопродуктов.
Ведется обсуждение различных предложений по расширению перечня товаров, подлежащих маркировки на иные продовольственные товары.
Как говорится в аналитической записке Общественной палаты РФ, “до сих пор не известен принцип, согласно которому принимается решение о расширении обязательной маркировки на новую категорию”.
В ОП также отмечают, что при разработке решения о стоимости кода маркировки в 50 копеек пояснительная записка к проекту постановления не содержала какого-либо финансово-экономического обоснования по определению размера платы. При этом самая приблизительная оценка дополнительных расходов каждой компании на оплату кода измеряется от нескольких миллионов до нескольких миллиардов рублей в год.
Кроме того, по мнению Общественной палаты, методология определения доли контрафакта в различных товарных категориях, не является открытой.
Напомним, что основная задача маркировки озвучивается как борьба с фальсификатом на рынках. Однако, цифры контрафакта, озвученные Минпромторгом, оператором системы маркировки расходятся с теми, что называют отраслевые компании. А рынок по-прежнему не понимает, кто прав и что с этим всем делать. Ведь в итоге все “законопослушные игроки так или иначе все равно введут маркировку, если государство обяжет”, а последствия лягут на плечи производства и потребителя.
Цель запуска систем прослеживаемости, подчеркивают в ОП, – создание ключевого инструмента надзорной политики в борьбе с контрафактом.
“Однако, уже сегодня очевидно, что внедрение систем (таких как ЕГАИС, Меркурий, онлайн-кассы, RFID-метки) привело к росту издержек участников рынка на закупку оборудования, разработку и адаптацию IT-решений, обучение персонала в отраслях. Отсутствие единых стандартов платформы, общих стандартов маркировки и механизмов отслеживания снижают эффективность использование любых систем и увеличивают финансовую нагрузку в первую очередь для объектов МСП”, – следует из записки Общественной палаты.
Отдельный вопрос – отсутствие единых стандартов прослеживаемости в рамках ЕАЭС. В августе 2018 году ЕАЭС ратифицировал соглашение о маркировке, однако оно касается лишь меховых изделий.
В ОП уверены, что недоработка российской системы прослеживаемости в части интеграции с пространством ЕАЭС имеет серьезные риски для экспортного потенциала России.
Последствия внедрения системы маркировки для производителей по мнению Общественной палаты таковы:
– снижение скорости производственных линий из-за установки дополнительных машин (либо перенос линий в другие помещения, изменение конфигураций линий)
-полная остановка производства в случае технической неисправности системы выгрузки кодов маркировки
– изменения в складской логистике
– необходимость дополнительного обучения персонала с новым оборудованием
– необходимость адаптации внутренних IT/BSS систем
– риски, связанные с повреждением кодов маркировки в процессе транспортировки/хранения/передачи продукции контрагентам
– необходимость маркировки, направляемой на экспорт, стоимость такой продукции за пределами РФ вырастет, рентабельность экспорта снизится.
Учитывая различные уровни доступа к системам связи, в том числе в сети Интернет, как на территории РФ, так и ЕАЭС, а также принимая во внимание скорость передвижения товаров, условия использования маркировки средствами идентификации в ЕАЭС и на территории России представляется нарушением п1 ст.8 Конституции РФ, которым гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности, – заключили в Общественной палате.
Ника Виноградова
Источник: DairyNews.ru