Для того, чтобы поддержать надежных производителей, Министерство промышленности и торговли рассматривает возможность уничтожения подделок, продаваемых «из-под полы».
Кроме того, в качестве дополнительных мер воздействия на недобросовестных коммерсантов предлагается изымать оборудование, на котором была произведена контрафактная продукция. Давайте рассмотрим, как эти шаги могут способствовать очистке рынка от пиратских товаров. На сегодняшний день обязательной маркировке подлежат различные категории товаров, включая лекарства, табак, жидкости для вейпов, упакованную питьевую воду, молочную продукцию, обувь и текстиль, шубы, парфюмерию, шины и фототехнику, пиво, сидр и медовуху. Система «Честный ЗНАК» позволяет отследить полный путь товара от завода до момента продажи и убедиться в его качестве и безопасности.
Тем не менее, недобросовестные компании продолжают наносить ущерб легальному бизнесу. Введение маркировки ограничивает их возможности: по данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператора системы маркировки, доля «подпольных» товаров сокращается. Например, доля контрафактного табака снизилась до 12% (на 25% меньше, чем до введения маркировки), в шинах — до 12,6% (сокращение в два раза), а в обуви — до 11% (снижение на 25%). Однако, чтобы ускорить уменьшение объемов контрафакта, требуются дополнительные меры. И одну из таких мер предложило Министерство промышленности и торговли — ведомство, отвечающее за реализацию
Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции до 2025 года.
Мера, заключающаяся в уничтожении немаркированной продукции и изъятии оборудования у недобросовестных производителей, находится на этапе проработки, сообщают представители ЦРПТ. Регулятору предстоит определить целесообразность внедрения данной меры и определить, для каких типов товаров она будет актуальна. Внедрение уничтожения подделок и изъятия оборудования с целью противодействия контрафактной продукции имеет несколько важных преимуществ. Во-первых, это способствует повышению доверия потребителей к товарам, так как устраняется возможность покупки подделок.
Во-вторых, такие меры поддерживают честных и добросовестных производителей, позволяя им конкурировать на рынке на равных условиях. В-третьих, уничтожение контрафактной продукции и изъятие оборудования являются сильным сигналом для нерадивых коммерсантов, что незаконная деятельность будет пресекаться и не будет оставаться безнаказанной. Законопроекты, представленные Минфином, содержат нормы, направленные на уничтожение поддельного табака и оборудования, используемого для его производства. Кроме того, недавно принятый законопроект допускает передачу конфискованных товаров легкой промышленности в Минобороны и МЧС в качестве гуманитарной помощи. Таким образом, регулятор поддерживает гибкий подход к проблеме. Минпромторг запросил мнение различных ведомств, отвечающих за маркировку товаров в различных отраслях, с целью учесть актуальность данных норм на сегодняшний день.
Важно понимать социально-экономическую обстановку, потребности рынка и социальные запросы общества, подчеркивают представители ведомства. Необходим сбалансированный подход, который учитывает свойства изъятых товаров и их возможное использование нуждающимся, а также исключает возможность попадания этих товаров обратно на коммерческий рынок через “теневые каналы”. Кроме того, в контексте активного развития технологий в области рециклинга, уничтожение контрабандной продукции путем переработки может представлять экономический интерес для государства. Важно отметить, что не вся нелегальная продукция производится на территории России. Изымаемые товары, не имеющие маркировки или с поддельными кодами, часто являются “таможенным конфискатом”, если они обнаруживаются на границах России.
Параллельный импорт, осуществляемый в соответствии с упрощенными таможенными и смежными правилами и без обязательного указания страны происхождения товара, косвенно способствует появлению немаркированных продуктов на российском рынке. Такая ситуация особенно актуальна для “серых” схем реэкспорта через страны ЕАЭС.
Внедрение единой системы прослеживаемости продукции позволит контролировать и отслеживать перемещение товаров от производителя до конечного потребителя. Благодаря использованию современных технологий, таких как маркировка, штрихкоды, RFID-метки и цифровые базы данных, становится возможным эффективное выявление и предотвращение проникновения контрафактных товаров на рынок. Кроме того, система прослеживаемости позволяет быстро и точно определить подлинность товара, проверить его соответствие стандартам качества и безопасности. Это повышает доверие потребителей к маркированным продуктам и способствует формированию честной конкуренции на рынке.
Однако простое внедрение системы прослеживаемости не является панацеей. Важно обеспечить сотрудничество между различными ведомствами и организациями, ответственными за контроль и маркировку товаров. Только таким образом можно достичь максимальной эффективности в борьбе с контрафактом.
В свете активного развития технологий в области рециклинга и переработки, уничтожение контрабандной продукции путем их переработки может стать не только средством борьбы с контрафактом, но и экономически выгодным решением для государства. Переработка контрабандных товаров может привести к получению вторичных сырьевых материалов или энергии, что способствует снижению экологической нагрузки и созданию новых возможностей в сфере устойчивого развития.
В целом, балансированный подход, основанный на гибкости и сотрудничестве, важен для успешной борьбы с контрафактом. Применение эффективных мер, таких как уничтожение поддельных товаров, передача конфискованных товаров в качестве гуманитарной помощи и внедрение системы прослеживаемости продукции, поможет снизить объем контрафактной продукции на рынке. Это не только защитит права потребителей, но и способствует развитию честной конкуренции, поддержке законопослушных производителей и обеспечению безопасности товаров.
Однако регулирование контрафакта представляет собой сложную задачу, требующую постоянного совершенствования и адаптации к новым методам подделки товаров. Глобальные вызовы и быстро меняющаяся технологическая среда требуют постоянного обновления и улучшения законодательства и мер контроля.
Теория и практика
Поэтому важно не только разработать эффективные законодательные акты, но и обеспечить их практическую реализацию. Для этого необходимо активное взаимодействие между государственными органами, правоохранительными структурами, бизнесом и обществом. Только совместными усилиями можно создать надежную систему контроля и борьбы с контрафактом. Вместе с тем, особое внимание следует уделить образованию и информированию общества о вреде контрафактных товаров и важности выбора оригинальных продуктов.
Продвижение осознанного потребительского поведения и популяризация знания о маркировке и прослеживаемости товаров помогут снизить спрос на контрафактные товары и создать условия для развития законопослушного бизнеса. В итоге, гибкий подход, основанный на сотрудничестве, прослеживаемости и образовании, является ключевым фактором в борьбе с контрафактом. Только путем совместных усилий государства, бизнеса и общества можно достичь значимых результатов в этой области и обеспечить защиту прав потребителей и развитие честной и устойчивой экономики.
Напомним, что ранее ЦРПТ ввел систему “Честный Знак” для маркировки и прослеживания продукции. Основная задача системы — повышение уровня безопасности россиян, борьба с контрафактом и некачественными аналогами. Теперь некоторым производителям предстоит прослеживать товары с помарочным и поэкземплярным учетом, для чего нужна интеграция с ЭДО.
Больше новостей “Честном Знаке”: https://aoasp.ru/news/
С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова
Источник: Честный Знак