Top.Mail.Ru
Новые ГОСТЫ обязательные или добровольные?

Новые ГОСТЫ обязательные или добровольные?

Крупнейшие отраслевые ассоциации России бьют тревогу: готовящийся ко второму чтению в Госдуме законопроект о стандартизации может спровоцировать рост цен на продукты, включая социально значимые.

Причиной называют предложенные Минпромторгом поправки, которые, по мнению бизнеса, сделают требования национальных стандартов (ГОСТ) де-факто обязательными для всех производителей продуктов питания.

Суть конфликта: Добровольное против обязательного

Согласно действующему законодательству, пищевые компании могут выпускать продукцию:

  1. По национальным стандартам (ГОСТ) – добровольным.

  2. По собственным стандартам организации (СТО) или техническим условиям (ТУ).

При этом все товары обязаны соответствовать требованиям безопасности, установленным техническими регламентами ЕАЭС. Ключевое отличие: СТО/ТУ могут отличаться от ГОСТ по рецептурам, органолептическим свойствам, используемому сырью, но не по безопасности.

Предлагаемые изменения:

  • Поправка Минпромторга требует, чтобы свойства продуктов, зафиксированные в СТО/ТУ, не могли быть ниже требований, установленных в соответствующих ГОСТах.

  • Это фактически приравнивает соблюдение параметров ГОСТ к обязательному для всех производителей, даже тех, кто работает по своим внутренним стандартам.

  • Также вводится обязательная экспертиза и регистрация СТО/ТУ в Федеральном информационном фонде стандартов.

Аргументы бизнеса: Цены вверх, ассортимент – вниз

В совместном письме на имя главы ТПП Сергея Катырина (с которым ознакомились «Известия») ассоциации «Союзмолоко», «Русбренд», «Руспродсоюз», «Рыбный союз», «Асконд», Национальная мясная ассоциация и Национальный союз хлебопечения предупреждают о серьезных последствиях:

  1. Рост затрат: Производителям придется:

    • Корректировать рецептуры тысяч продуктов, чтобы “подтянуть” их под ГОСТ.

    • Проводить дорогостоящую обязательную экспертизу всех своих СТО/ТУ.

    • Переоформлять разрешительные документы (декларации, сертификаты, свидетельства о госрегистрации) на уже выпускаемую продукцию.

    • Менять упаковку с указанием новых стандартов.

  2. Сокращение ассортимента: Многие популярные товары, созданные по уникальным рецептурам (не хуже, но отличным от ГОСТ), могут исчезнуть с полок. По оценке «Союзмолока», только в молочной отрасли рынок может потерять до 10% наименований.

  3. Неизбежный рост цен: Значительные дополнительные издержки, особенно на фоне текущей инфляции, бизнес будет вынужден закладывать в стоимость товаров. Под удар попадают и социально значимые продукты.

  4. Устаревание ГОСТ: Бизнес указывает, что многие ГОСТы не успевают за современными технологиями и потребительскими предпочтениями, быстро устаревают.

Позиция авторов и регуляторов: Борьба за качество

Инициатор законопроекта, депутат Надежда Школкина («Единая Россия»), и Минпромторг видят в поправках иной смысл:

  1. Защита потребителя: Цель – обеспечить, чтобы заявленные на упаковке свойства продукта (по СТО/ТУ) соответствовали реальности и не были хуже, чем в общепризнанных ГОСТах.

  2. Прозрачность: Обязательная регистрация СТО/ТУ в открытом фонде стандартов позволит контролировать соответствие продукции заявленным производителем нормам.

  3. Борьба с фальсификатом: По экспертным данным, приведенным в пояснительной записке к законопроекту, до 50-80% продуктов, выпускаемых по СТО/ТУ, им не соответствуют (рыба – 60%, молоко – 50%). Новые правила призваны очистить рынок от некачественной и контрафактной продукции.

  4. Сохранение выбора: Школкина подчеркивает: производитель по-прежнему сам выбирает – работать по ГОСТ или по СТО/ТУ. Но если он заявляет о соответствии своему стандарту (СТО/ТУ), этот стандарт должен быть прозрачным и не ухудшать базовые параметры ГОСТ.

Торгово-промышленная палата (ТПП) получила обращение бизнеса и поручила профильному комитету срочно проанализировать аргументы ассоциаций. Минпромторг заявил о готовности участвовать в рассмотрении обращения. Законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме, где предстоит найти баланс между:

  • Законным стремлением государства защитить потребителей от недобросовестных производителей и фальсификата.

  • Опасениями бизнеса о резком росте издержек, сокращении ассортимента и неизбежном подорожании продуктов для конечного покупателя.

Итогом этой дискуссии станет решение, которое напрямую повлияет на стоимость потребительской корзины россиян и разнообразие продуктов на полках магазинов. Финансовая устойчивость пищевой отрасли и доступность социально значимых товаров оказались под вопросом.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

Источник: Известия

-->

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять