РСХН было принято решение о возможности осуществления электронной ветеринарной сертификации как с использованием четвертого уровня справочника подконтрольных товаров, содержащегося в ФГИС Меркурий, так и с использованием третьего уровня справочника. О том, когда наступит момент перехода к исключительному использованию 4-го уровня читайте прямо сейчас.
В связи с внедрением электронной ветеринарной сертификации и развивающейся адаптацией бизнес-сообщества к использованию электронной ветеринарной сертификации обращаем ваше внимание на следующее.
Исходя из ряда обстоятельств, включая следующие:
1. Не всеми хозяйствующими субъектами решены вопросы о переходе к электронной ветеринарной сертификации и о регистрации компаний и объектов, где они осуществляют деятельность в Цербере.
2. Рядом хозяйствующих субъектов, имеющих солидный оборот подконтрольных товаров, не решены должным образом вопросы внутреннего учета. По этой причине они не могут использовать API-интерфейс (в информационной системе предприятия, если она вообще есть, просто нет данных, достаточных для оформления эВСД с использованием 4-го уровня справочника), а использование web-интерфейса и 4-го уровня справочника для них приводит к очень большим трудозатратам и, соответственно высокой стоимости процесса сертификации. По этой причине данные хозяйствующие субъекты используют 3-й уровень справочника, что приводит к кратному снижению числа записей в электронном журнале и числа оформляемых эВСД, а соответственно и кратному снижению расходов на эту работу.
3. Рядом госветлужб субъектов Российской Федерации продолжается взимание денег за оформление эВСД. Сейчас, как правило, это уже не указывается прямо в прейскурантах, а камуфлируется разными способами. Наиболее часто при помощи «обязывания» хозяйствующих субъектов оплачивать связанные с сертификацией процедуры (они на деле могут как проводиться, так и не проводиться), причем размеры оплаты прямо связаны с количеством оформляемых сертификатов, а не с сутью производимых действий и, соответственно, трудозатратами на их осуществление. Соответственно, использование 3-го уровня справочника кратно снижает количество оформляемых эВСД и кратно же снижает расходы хозяйствующих субъектов на их оформление.
4. Рядом хозяйствующих субъектов, использующих API-интерфейс Меркурия, выполнены самостоятельно или приобретены позволяющие оформлять в Меркурии эВСД в автоматическом режиме (без трудозатрат на оформление) интеграционные решения, которые должным образом не отлажены (как в описании внутреннего учета подконтрольных товаров, так и в отношении собственно взаимодействия с Меркурием) и потому работающие со сбоями и проблемами, которые резко усиливаются при использовании 4-го уровня справочника и сопутствующем кратном увеличении числа оформляемых эВСД.
5. Рядом хозяйствующих субъектов не решены проблемы взаимодействия с поставщиками сырья или продукции (российскими и зарубежными) и они получают входящие эВСД, оформленные с использованием 3-го уровня справочников. По этой причине после получения продукции, отсертифицированной таким способом, для использования 4-го уровня им надо пересортировать всю входящую продукцию и постоянно проводить инвентаризацию, что приводит к большим трудозатратам и, соответственно, к увеличению стоимости процесса сертификации.
Россельхознадзором было принято решение о возможности осуществления электронной ветеринарной сертификации как с использованием четвертого уровня справочника подконтрольных товаров, содержащегося в ФГИС Меркурий, так и с использованием третьего уровня справочника. Это помогает хозяйствующим субъектам решить вопросы своей адаптации к новой технологии обеспечения прослеживаемости.
Также понятно и то, что часть участников оборота способны самостоятельно осуществить переход к обеспечению должной прослеживаемости, а другая часть самостоятельно этого делать не будет по причинам психологического (чаще всего), или экономического характера (не весь бизнес у нас, к сожалению, полностью легальный – еще много желающих что-то мухлевать), или коммуникационного характера (большой или малый сегмент бизнес-сообщества не может, даже исходя из общих интересов, согласовать общий план действий, а у ключевых его игроков нет воли или сил заставить остальных работать как следует).
Вместе с тем все участники оборота должны понимать, что использование 3-го уровня справочника – это временная мера и раньше или позже всем придется перейти к использованию 4-го уровня справочника, поскольку только такой подход дает требуемый уровень прослеживаемости подконтрольных товаров.
Когда наступит момент перехода к исключительному использованию 4-го уровня?
Ожидаем, что это случиться довольно скоро. Когда именно покажут данные мониторинга, ваших действий в системе, который мы проводим постоянно.
Для определения момента перехода мы будем отслеживать следующие параметры в их динамике:
а) среднемесячное количество оформленных эВСД,
б) число зарегистрированных площадок, на которых происходит оформление эВСД,
в) % эВСД, оформленных с использованием 3-го уровня справочника от общего количества оформленных эВСД
О достижении момента перехода мы будем судить по следующим признакам.
Прекратится быстрый рост числа оформленных за месяц эВСД (данные декабря – месяца не будут браться в расчет в виду естественного увеличения оборота подконтрольных товаров накануне новогодних праздников). Это будет означать, что практически весь легальный оборот подконтрольных товаров уже сопровождается эВСД и, соответственно, большинство хозяйствующих субъектов уже адаптировались на приемлемом уровне к электронной сертификации и решили вопросы с системами внутреннего учета в целях обеспечения прослеживаемости. По моим ощущениям в августе с.г. мы уже достигли точки перелома по этому признаку и мы не ожидаем значительного увеличения количества эВСД, оформленных в сентябре по сравнению с их количеством, оформленным в августе.
Прекратится быстрый рост числа зарегистрированных площадок, где производится электронная сертификация. Это будет означать, что практически на всех объектах, где осуществляется производство и оборот подконтрольных товаров, уже внедрена электронная сертификация и решены вопросы с доступом к Интернет или внедрено удаленное оформление эВСД. По этому признаку точка перехода еще не достигнута.
Прекратит меняться % эВСД, оформленных с использованием 3-го уровня справочника от общего количества оформленных эВСД. Это будет означать, что участниками оборота прекращены усилия по переходу от использования 3-го уровня справочника к использованию 4-го уровня справочника: кто хотел перейти тот уже перешел, кто не хотел уже не захочет и, следовательно, пора применять принудительные меры к переходу.
В момент появления этих признаков мы предупредим всех участников производства и оборота о переходе на использование исключительно 4-го уровня справочника и через 2 месяца отключим возможность использования 3-го уровня.
Пожалуйста, дамы и господа, не теряйте времени и налаживайте свои учетные системы так, чтобы вы могли атравматично для вашего бизнеса и без проблем с контрагентами перейти к надлежащему уровню обеспечения прослеживаемости путем осуществления электронной сертификации. Время перехода уже не за горами.
P.S: не в тему, но, как говорится, чтобы еще раз не писать.
На середину 2019 года намечен релиз третьей версии шлюза. Так что тем, кто еще продолжает пользоваться версией 1.4. уже пора подумать о переходе, как минимум, на версию 2.1., поскольку мы будем поддерживать две последовательные версии шлюза. Это значит, что как только будет релиз версии 3.0, версия 1.4. будет отключена.
С наилучшими пожеланиями
Н. Власов
Источник: Россельхознадзор