В 2023 году более 70% всех проведенных мероприятий Россельхознадзора оказались профилактическими, включая 24 тыс. предостережений, 6 тыс. профилактических визитов и более 50 тыс. консультирований.
Территориальные управления в общей сложности провели более 35 тыс. контрольных мероприятий, при этом около 90% из них направлены на наблюдение за соблюдением обязательных требований. Особое внимание уделяется контролю за правильным декларированием соответствия зерна и его переработки. С целью обеспечения соблюдения требований стран-импортеров проведены совещания с экспортерами, элеваторами и ведущими производителями зерновой продукции во всех регионах страны. В результате выявленных нарушений законодательства в области сельского хозяйства в 2023 году наложены административные штрафы на общую сумму более 2 млн рублей.
В течение 2023 года количество аннулированных деклараций о соответствии в России выросло вдвое, достигнув отметки в 14 665 случаев, что в два раза превышает прошлогодние показатели. Россельхознадзор также обнаружил 143 “лаборатории-фантома”, не осуществляющие деятельность по своим заявленным адресам. Эти шокирующие открытия вынудили внести изменения в технический регламент о безопасности зерна, направленные на укрепление контроля и обеспечение продовольственной безопасности.
Минсельхоз России внес изменения в перечень индикаторов риска для выявления нарушений обязательных требований в сфере контроля качества и безопасности зерна. Новый индикатор включает в себя установление в течение трех месяцев подряд трех и более фактов несоответствия между данными, содержащимися в ФГИС «Зерно», и информацией в ФГИС «Аргус-Фито» относительно объема партии зерна, на которую оформлены соответствующие документы.
Изменения, вступившие в силу с 2 сентября 2023 года, направлены на улучшение мониторинга и укрепление системы федерального государственного контроля в области зернового сектора. Россельхознадзор внес изменения в Перечень видов продукции, подлежащих контролю, чтобы уточнить подконтрольные продукты и уменьшить неоднозначность в их классификации, отвечая на запросы участников внешнеэкономической деятельности. Таким образом, новые меры способствуют повышению прозрачности и эффективности контроля в сфере зерновой продукции.
С целью оптимизации и упрощения процедур контроля зерновой продукции Россельхознадзор внес изменения в Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4973-1 «О зерне». Теперь, согласно нововведениям, поднадзорная продукция не будет задерживаться на пунктах пропуска, а вместо этого будет иметь возможность транспортироваться до СВХ (склада временного хранения).
Согласно плану на 2023 год, внеплановые мероприятия могут осуществляться только по четко определенному перечню оснований, включая случаи, согласованные с прокуратурой, при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Тем не менее, предусмотрена возможность проведения контрольных мероприятий без предварительного взаимодействия — так называемый мониторинг безопасности, который не требует согласования с прокуратурой. Для эффективного выполнения таких мероприятий по контролю за зерном Россельхознадзор использует специализированное автоматизированное рабочее место инспектора (АРМ) во ФГИС «Зерно», где зарегистрированы более 1 700 должностных лиц из территориальных управлений Россельхознадзора.
В рамках системы Россельхознадзор осуществляет контроль в трех ключевых направлениях: внутреннее перемещение зерна, экспорт и импорт. При проверке экспорта зерна и его переработки инспекторы оценивают соответствие продукции требованиям стран-импортеров и, при соответствии, утверждают товаросопроводительные документы, зарегистрированные в ФГИС «Зерно». С момента запуска системы было подтверждено более 18 тысяч таких документов.
В случае выявления нарушений хозяйствующим субъектам направляются предостережения. Всего за 2022 и 2023 годы выдано 1 740 и 6 778 предостережений соответственно.
Основные нарушения в сфере контроля за зерном:
- Отсутствие СДИЗ на партию зерна или продуктов переработки зерна: Нарушение связано с отсутствием Сертификата о соответствии на конкретную партию зерновой продукции, что создает риски для ее безопасности и качества.
- Недостоверная информация, внесенная в систему: Фиктивные или ошибочные данные, предоставленные хозяйствующими субъектами, могут исказить общую картину и усложнить процедуры мониторинга и контроля.
- Уклонение хозяйствующих субъектов от регистрации в системе: Избегание обязательной регистрации в системе ФГИС “Зерно” может служить причиной утраты полноты и достоверности информации, а также мешает эффективному контролю.
- Отсутствие необходимой информации в системе о декларациях о соответствии, мониторинге зерна, ФСС и др.: Неполные данные о декларациях, мониторинге и других важных аспектах могут привести к недостаточному контролю и повысить риск для зерновой безопасности.
Ну, что ж, новый год только начался и хочется искренне надеяться, что нарушений станет меньше.
С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова
Источник: Россельхознадзор