Во время Петербургского экономического форума руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт на панельной сессии «Диалог власти и бизнеса: как маркировка усиливает потенциал отечественного бизнеса» предложил усилить интеграцию систем маркировки и отслеживания продукции для борьбы с фальсификатом.
Он отметил, что информационные системы службы и государственная система маркировки «Честный знак» уже значительно очистили рынок животноводческой продукции от фальсификата. Однако для дальнейшего улучшения необходимо обеспечить неотвратимость наказания за фальсификацию на уровне нормативно-правовой базы и автоматизировать процессы привлечения к ответственности.
Данкверт подчеркнул, что информационные системы Россельхознадзора обладают обширным массивом данных, предоставляющих полную доказательную базу для наказания за фальсифицированную или просроченную продукцию. «Мы уведомляем правоохранительные органы, но их реакция часто бывает очень медленной – иногда на привлечение виновных к ответственности уходит до двух лет. Система контрольно-надзорной деятельности должна быть пересмотрена с учетом возможностей оперативного получения данных из информационных систем», – заявил он.
Информационные системы уже позволяют отслеживать товары от поля до прилавка, выявляя даже использование недобросовестными поставщиками говяжьего жира в молочной продукции или несоответствия в составе вареной колбасы. На следующем этапе развития и интеграции систем Россельхознадзора, «Честного знака», Роспотребнадзора и других ведомств должна быть обеспечена возможность автоматического расчета оборотных штрафов для недобросовестных производителей, когда данные из систем напрямую поступают в Федеральную налоговую службу.
Также заместитель руководителя Россельхознадзора Юлия Швабаускене приняла участие в круглом столе «Контроль (надзор): мораторий нельзя отменить. Где поставить запятую?», посвященном вопросам проверок бизнеса. Среди участников обсуждения были депутаты Госдумы, сенаторы, представители контролирующих органов и бизнес-сообщества. На встрече рассматривались пути совершенствования контрольно-надзорной деятельности до 2026 года, включая использование дистанционного контроля с помощью беспилотников, новые вызовы для бизнеса в условиях налоговой реформы, а также результаты оптимизации системы государственного контроля и моратория на проверки. Благодаря этому мораторию количество проверок бизнеса сократилось с 1,5 млн в 2019 году до 353 тыс. в 2023 году.
С начала реформы контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзор разработал критерии риска, определяющие частоту плановых проверок, и присвоил их объектам контроля. Сейчас более 80% поднадзорных объектов относятся к низкому риску и не подлежат плановым проверкам. Ведомство делает акцент на профилактические мероприятия, которые составляют 97% его деятельности. Однако, в большинстве случаев такой контроль оказывается малоэффективным.
В связи с этим Россельхознадзор считает целесообразным при сохранении моратория на проверки разрешить инспекторам выдавать предписания после:
- профилактических визитов к лицам, занимающимся выращиванием, разведением и содержанием животных;
- выездных обследований без взаимодействия с лицами, у которых выявлены карантинные сорные растения, представляющие угрозу здоровью человека;
- выездных обследований по земельному надзору, при выявлении индикаторов риска.
Также ведомство считает необходимым предоставить право контролирующим органам присутствовать в производственных зонах контролируемых лиц во время профилактических визитов. Более подробная информация представлена в официальном релизе.
С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова
Источник: Россельхознадзор