С 1 июля прошлого года система стала обязательной для сырого молока – с готовой продукцией было решено повременить. Однако уже с приходом нового руководства в конце прошлого года к вопросу вернулись, о необходимости ЭВС на готовую продукцию говорил на выставке «Золотая осень» Дмитрий Патрушев.
– Почти готов приказ Минсельхоза, который вносит изменения в перечень подконтрольных ЭВС товаров. Там появляются три большие группы: это готовая молочная продукция, композитная продукция (в том числе животного и не животного происхождения) и рыбная консервация. Это самые большие группы. По молочной продукции у нас бизнес-сообщество зашевелилось, – отметил Николай Власов на одной из недавних конференций.
Ожидается, что система ЭВС «Меркурий» на готовую молочную продукцию будет введена с 1 июля. Переработчики не теряют даром времени и оптимизма.
Заместитель генерального директора ООО «Лебедяньмолоко» Игорь Кремнев считает, что внедрение системы будет сопровождаться рядом проблем, но результативное решение станет возможным только когда они приобретут системный характер.
– «Лебедяньмолоко» готовится к введению ЭВС, вносятся доработки с учетом требований сетей и изменений их внутренних систем. Есть определенные трудности и непонятные моменты, но в процессе эксплуатации системы они должны исчезнуть. Недавно мы начали второй этап тестирования с тремя торговыми сетями. Однако общие проблемы проявят себя спустя некоторое время, когда их обнаружит ряд заводов, – отметил Кремнев.
По мнению члена совета директоров ГК «Аланталь» Александра Никитина, ЭВС никогда не будет работать в том объеме, в котором задумано изначально. Система не функционирует на этапе сбора молока, значит, и дальше не имеет никакого смысла, полагает Никитин. Учет и прослеживаемость рынку нужны, но ветеринары здесь ни при чем. «Меркурий» ухудшает и без того плохую производительность труда: предприятие вынуждено нанимать и оплачивать услуги дополнительных работников, при этом позитивных изменений не происходит.
– Сторонники ЭВС на готовую молочную продукцию почему-то считают, что она волшебным образом избавит рынок от присутствия тропических жиров в молочных продуктах. Это заблуждение. Во всем мире растут объемы продукции с заменой молочного жира растительным. Лоббисты от молока пытаются этому противостоять, плывут против течения. Но это философский вопрос – здесь потребитель решает сам. Не стоит фальсифицировать продукт, но и очернять растительные жиры не надо. Могу сказать, что сторонники ЭВС – это лагерь противников тропических жиров, однако пальмовое масло в чистом виде – не тот враг, с которым надо бороться, – комментирует эксперт.
Альтернативой «Меркурию» выступает система маркировки посредством цифрового двумерного кода Data Matrix, предложенная Минпромторгом. Оператор системы цифровой маркировки товаров – Центр развития перспективных технологий. Сегодня пилотные проекты охватывают табачную продукцию, обувь, шубы и лекарства, к 2024 году к системе должны подключиться все товары.
Необходимость переоборудования предприятий для работы с маркировкой вызывала много вопросов у участников рынка, поэтому ЦРПТ привел статистические данные по стоимости оборудования для нанесения кодов. В более «демократичном» стандартом сегменте предлагается использовать методы ручной и термоструйной печати, с учетом программного обеспечения, интеграции и всего оборудования стоимость варьируется от €450 до €11500 (от ~35 тыс руб. до ~900 тыс руб.
С жесткой критикой системы маркировки готовой продукции выступает директор Молочного союза России Людмила Маницкая. Эксперт полагает, что отечественного оборудования для реализации маркировки как процесса не существует. Отсюда можно представить, какой объем издержек понесут молочные заводы, в том числе и транснациональных компаний. Стоимость единицы подобного оборудования, по заявлению Маницкой, измеряется сотнями тысяч рублей.
– Средний расчет по РФ показал, что отрасль ежегодно выпускает минимум 60 млрд. индивидуальных упаковок. Соответственно, расходы только на маркировку составят 30 млрд. рублей ежегодно. Это минимальные расходы без учета установки специального оборудования для цифровой маркировки, а также без учета количества производственных линий, что равноценно сумме федеральных субсидий молочной отрасли за год, – резюмировала Маницкая.
Не согласен с ней член совета директоров ГК «Аланталь» Александр Никитин. По мнению эксперта, цифровая маркировка готовой продукции – идеологически более правильное решение для отечественного молочного рынка, чем ЭВС.
– Разговоры о том, что цифровая маркировка сопряжена с огромными затратами на внедрение, не соответствуют действительности. Мы давно перешли к работе с этой системой по требованию сетей и дополнительных расходов это не принесло. Моя позиция однозначна: я за учет продукции по партиям и маркировку, – полагает предприниматель.
В конце мая 2018 года ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий) и молочная компания Danone подписали соглашение о проведении эксперимента по маркировке и прослеживаемости готовой молочной продукции, которая должна была стать альтернативой сертификации.
Систему маркировки поддерживает Минпромторг. Статс-секретарь – замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что разногласие между ведомствами сохраняется.
В борьбе за прозрачность проигравших быть не должно – возможно, всех устроит компромисс и две системы сразу?
– «Меркурий» и ГИС «Маркировка» друг другу не противоречат, а дополняют. У каждой из систем свои задачи и особенности. Они между собой стыкуются, нам здесь министерство цифрового развития очень сильно в этом плане помогает – надеюсь, что в ближайшее время пилот по маркировке стартует, – отметил Виктор Евтухов.
Однако Людмила Маницкая считает, что затраты на внедрение двух систем сразу станут для предприятий неподъемными.
– Что же делать среднему и малому молочному бизнесу? Где ему взять средства на внедрение двух систем или даже на одну – цифровую маркировку, которая в разы дороже ЭВС? Простой расчет показывает, что затраты по внедрению ЭВС на готовую продукцию на предприятии составляют несколько десятков тысяч рублей или даже бесплатно, если работать через собственный интерфейс, созданный в системе ФГИС «Меркурий», – заключила директор Молочного союза России.
В складывающихся условиях очевидно одно – молочному рынку не хватает ясности, особенно когда речь идет о внедрении той или иной системы в обязательном порядке. Благие намерения о прослеживаемости и удалении фальсификатчиков могут обернуться катастрофой для порядочных игроков рынка, если они не успеют подготовиться или вовремя научиться.
– Мы надеемся, что и власти пойдут навстречу – на начальном этапе окажут поддержку, и торговые сети не будут разворачивать продукцию целыми машинами, дадут время адаптироваться. Это не значит, что запуск ЭВС нужно откладывать, но если система запущена, она должна стимулировать, а не заставлять работать под страхом наказаний и штрафов. Нам всем нужно двигаться к прозрачности рыночных условий, – отметил в беседе с Игорь Кремнев.
Ника Виноградова
Источник: DairyNews.ru