Покупали ли Вы хоть раз товары в рассрочку? Или быть может пользовались сплит-оплатой (когда платеж делится на равные части)?
И при этом Вы уверены, что не платили никакой комиссии, ведь везде была информация “без переплат”. Так?
Я, конечно, не берусь утверждать, что все банки (в данном случае читайте как “маркетплейсы”) работают по одной схеме, но с 2021 года «покупай сейчас, плати потом» заработала в России на полную мощность.
И что мы видим? У большинства россиян есть кредиты. И вовсе не один займ, а 2-3 и более. При этом рассрочку мало кто из потребителей рассматривает, как кредит. Здесь маркетинг сработал хорошо. Обеспокоено ли правительство РФ? Еще как! Не надо далеко ходить за примером. Достаточно вспомнить повышение ключевой ставки ЦБ до 16%. Но остановило ли это желающих купить новый холодильник, печку, машину и т.д. Да, но только в том случае, если в кредите отказано. А таких случаев становится всё больше потому, что иначе аппетит не умерить.
В качестве еще одной сдерживающей меры Центробанк рассматривает введение лимита на сумму рассрочки. И обязательно учитывать такие покупки в кредитной истории. Ведь долговая нагрузка есть, а данных о ней в системе нет. Хотя три года назад ЦБ разослал банкам и МФО письма с рекомендацией не участвовать в этих схемах без договора займа. Банк России указал, что операторы сервисов рассрочки, как правило, аффилированы с определенными кредиторами.
Комиссия при этом за рассрочку есть, но либо покупатель намеренно ее принимает, либо (и чаще всего) узнает об этом позже. “Парламентская газета” сравнивает схему рассрочек с однопроцентной ипотекой от застройщиков, с которой тоже очень долго боролся Центробанк. Рассрочка за минимальную переплату закладывалась в итоге в конечную, завышенную цену на жилье. Продавец за использование сервиса платит комиссию, которая, как всегда, ложится на плечи покупателя.
Но зачем все-таки отображать сплитование товара в кредитной истории?
Как я уже выше написала, что рассрочка – это финансовое обременение. Но так как об этом нет информации в системе, то покупатель может сам себя вогнать в бездонную долговую яму. Банк выдаст новый кредит не зная, что у заемщика, допустим, есть платежные обязательства в других банках. Так как покупки совершались через маркетплейс. В итоге зона риска расширяется, что в определенный период кредит не будет оплачен своевременно, а там и до коллекторов недалеко.
Статистика от ЦБ не особо радужная. Каждый четвертый россиянин имеет три кредита и более. И если бы все были платежеспособными, то вряд ли бы главный банк страны так беспокоился.
Так, что всё во благо.
С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова
Источник: Парламентская газета