После публикации интервью с Ревазом Юсуповым многие читатели задают вопрос про стоимость самого оборудования для маркировки готовой молочной продукции. Мы получили ответ от ЦРПТ.
Реваз Юсупов зам. генерального директора ЦРПТ: “По оборудованию, мы ведь ответили ранее, как можно посчитать – кол-во продукции умножить на 4 коп.
Напомню, что ЦРПТ оборудование не производит. Выбор оборудования напрямую зависит от объёма, скорости производства и типа продукции. Существует много разных поставщиков оборудования”.
Данную стоимость прокомментировал Юрий Лебедев (руководитель IT-отдела ООО “УфаГормолозавод”), участник пилотного проекта маркировки ЦРПТ:
“Очень интересный ответ Реваза Юсупова про стоимость оборудования: 4 коп. на единицу товара (за месяц или за год?). Давайте посчитаем: Например, за месяц на семи производственных линиях выпустили 5 млн. единиц товара. Умножаем на 4 копейки = 200 тыс. руб. За год, соответственно, 2 400 тыс. руб. Смотрим на “железо”: принтер этикеток (для групповой упаковки) стоит 50 тыс. руб., а их надо 7 (на каждую линию) = 350 тыс. руб. А ведь еще нужны промышленные принтеры-маркираторы, датчики, сканеры, машинное зрение – сами можете прикинуть, сколько это все будет стоить.
Реваз лукавит – говорит про 0,01 копейки, про 4 копейки.. Но это ж далеко не все. Плюс 50 копеек за марку, плюс затраты на оборудование считывания, агрегации, интеграционный софт. Плюс постоянные расходы на поддержку софта, обслуживание и ремонт оборудования. По поводу готовности поставщиков упаковки к печати кодов – тоже не соглашусь. Ни один из наших поставщиков не готов (спрашивали). Нашли одного, который может на стаканы платинку маркировать – его расходы на доп. оборудование составили 500 тыс. долларов. Думаю не все смогут потянуть такую сумму. Про рост прибыли и быструю окупаемость затрат – полная чушь. В нашем регионе я ни разу не видел “левого” молока, поэтому “с полки” никто не уйдет. Объемы продаж ни у кого резко не вырастут, а напротив, сократятся, потому что уйдет часть розницы с рынка (тоже уже общались с мелкими точками – они не собираются внедрять у себя эту систему). Весь абзац про третью причину роста прибыли – для нас также неактуален, поскольку мы сами доставляем продукцию и уже работаем с потребителем напрямую, мы уже знаем где и как продается наша продукция, поэтому для нас здесь ничего не изменится, кроме появления дополнительных проблем с необходимостью маркировать, регистрировать и получать возвраты в случае несчитываемых кодов”.
Также я спросила Реваза про оборудование:
-Реваз, я правильно понимаю, что оборудование для маркировки будет иностранное?
-Любое. Есть российское и иностранное. Это по своей сути принтеры и сканеры – печатающее и считывающее оборудование. На рынке есть предложение от нескольких десятков поставщиков. Это если говорить про оснащение линии на производстве оборудованием. Проще и дешевле примерно в 40 раз печатать коды в типографии (примерно 0,1 копейка).
–Я, к сожалению, лично не видела то оборудование на производстве, о котором мы говорим, хотя очень бы хотела приехать на завод и посмотреть своими глазами как проходит пилотный проект, но пока никто не приглашает. Пока же я только видела фото, видео оборудования и есть комментарии участников вашего пилотного проекта, которые мне задают вопрос – в частности Константин Горин, технический директор в ООО “Курское молоко” мне ранее сказал, что основное что пугает в маркировке — это оборудование, которое в 99% является импортным и если оно выйдет из строя, то по гарантии оно не поменяется в течении 2 дней. Отсюда вывод, что я должен на складе иметь дополнительно комплект запасного оборудования.
Отсюда вопрос: что делать в таком случае, если оборудование выйдет из строя?
-Вы отправляйте их к нам, мы все объясним и расскажем, поможем с контактами поставщиков, которые уже доказали, что готовы работать в системе маркировки и имеют решения, необходимые отрасли. Так как это новый проект, то очевидно, что базовые вещи не всем понятны. Поэтому мы за прошлый год провели около 700 мероприятий, чтобы всем все рассказать и все равно не хватает информации для участников маркировки в молочной отрасли. Поэтому мы продолжим информирование и взаимодействие с бизнесом.
-Но вот Вы говорите к нам отправляйте и мы им ответим. А мне ответьте, что же все-таки делать молочникам если оборудование выйдет из строя?
-Давайте правильно к этому относится. Всё просто, смотрите: молочники и сейчас пользуются каким-то оборудованием, чтобы что-то печатать на упаковке, верно? Сейчас же на упаковке не карандашом вручную наносят. Всё печатается. У каждого поставщика любого оборудования свои условия обслуживания. Поэтому технология не меняется. Типографии обновляют оборудование, чтобы печатать индивидуальные цифровые коды. Возможно кому-то придется дополнительно сканер купить, надо смотреть индивидуально на каждом предприятии. Мы видели на “Алиэкспресс” и “Алибаба”за 1500 рублей простой сканер. Если нужно мощный купить сканер на быструю проточную линию, то цена выше. Мы можем купить кроссовки за 500 рублей, а можем за 5000 рублей. Понятно, что за 500 рублей быстрее порвутся и менее качественные. Так и здесь. И как при покупке любого оборудования всегда есть центры технического обслуживания, гарантийное обслуживание. На примере фармацевтов мы видели, что кто в России, кто Швейцарии, кто в Китае, кто в Германии покупали оборудование. То есть каждый сам выбирает для себя, что ему важно, кто-то хочет дешевле, кто-то хочет дороже. Просто к этому надо относиться так же, как к тому, что у них уже есть сейчас оборудование, которое печатает упаковки. Хотя почти все печатают упаковку и этикетки в типографиях.
-Я Вас поняла, что это, по сути, то же оборудование как и сейчас.
-По сути да, просто надо интегрировать с системой, что не сложно. Надо зарегистрироваться в системе “Честный знак”, оформить электронную подпись. Все по-моему очень понятно. Зайдите на наш сайт и почитайте раздел по молоку. Мне казалось, что мы там все детально описали и дали полную информацию. Если ее недостаточно, мы всегда даем пояснения. Кроме того, круглосуточно работает служба технической поддержки, которая каждую компанию сопровождает индивидуально в течение всего процесса присоединения к системе маркировки и прослеживания Честный знак.
–Реваз, а готовы ли сами магазины принимать промаркированный молочный товар? Ведь насколько я помню в ваших инструкциях магазины обязаны не позднее 3-х дней внести в систему мониторинга номер участника, код причины постановки и т.д.
-Магазинам сейчас гораздо проще, чем производителям.
-Потому что у них уже есть ЕГАИС?
-Ну во-первых, ЕГАИС, хотя он к нам не имеет отношения, это другая система. Как раз чтобы Вы понимали отличие ЕГАИС от маркировки. Мы когда начинали создавать систему у нас были разные требования от разных органов. Но нам удалось донести до государства очень простую идею – создать такую систему, на тех технологиях и принципах, на которых уже работает рынок. Чтобы не пришлось дооборудовать и покупать что-то новое мы создали массу разных решений и нам показалось, что двухмерный код Data Matrix, который сейчас используется его дешевле и проще использовать для товаров повседневного спроса, чем, например, радиоэлектронные метки или какие-то нано присадки, более актуальные для дорогой и сложной продукции – вот это все требовало каких-то новых технологий и оборудования, а код Data Matrix можно печатать простым принтером с цифровой головкой. Или просто распечатать на самоклеящейся бумаге и наклеить на упаковку.
-Что используете для того, чтобы идентифицировать товар?
-Мы выдаем уникальный, защищенный от подделывания криптографией код на каждую упаковку. Все товар описывают по разному. Давайте использовать стандарт мировой, который работает последние 50 лет в мире и является стандартом в торговле – система GS1. Это мировая ассоциация, которая классифицирует каждый тип товара. Мы опять же взяли базовый принцип, который все используют. Дальше – как передавать информацию друг другу? Через электронный документооборот. Кто-то его не использует, но он стоит незначительные деньги. То есть еще раз акцентирую Ваше внимание на том, что у нас не было цели придумать что-то новое, напротив мы смотрели что уже работает и из этого создавали систему, чтобы участникам рынка было максимально комфортно.
На сегодняшний день по 54 Федеральному Закону все кто занимаются торговлей должны пользоваться онлайн кассами. Мы посмотрели, что если сейчас всех оснащают онлайн кассами значит давайте мы на выходе сами интегрируем систему с онлайн кассами, с теми которыми и так все пользуются. Если же компания продает без оналйн касс и не выдает чеки, то она уже нарушает закон. То есть новых требований не появилось – компании должны делать по закону то, что и до маркировки требовалось делать. В случае с маркировкой не надо будет дважды пробивать товар на кассе. Пробил маркировку и сразу через нее продал товар.
Поэтому, возвращаясь к Вашему вопросу про подготовку магазинов, – им проще, никакой новой системы устанавливать не надо. Нужно только зарегистрироваться в системе. Во-вторых, так как сигареты у нас шли раньше по маркировке, чем молоко и уже все должны подключиться, то как правило, пересечение очень высокое – в тех магазинах где продаются сигареты, там же и реализуется молочная продукция.
-То есть получается молочке даже проще потому что за нее уже в магазинах все сделала табачная маркировка?
-Совершенно верно. Молочникам гораздо проще. А магазинам не нужно много раз подключаться, а надо всего 1 раз.
-Реваз, для первого нашего с Вами такого полноценного интервью (первая часть интервью здесь) информации достаточно, но уверена, что вскоре у меня вновь появятся вопросы. Так что не прощаюсь, и жду новой встречи. Благодарю за развернутые ответы.
Ника Черемухина