Общественники обнаружили в квасе превышение доли алкоголя втрое. Национальный союз защиты прав потребителей с помощью испытательных лабораторий зафиксировал это нарушение в 30% изученных напитков. Его выявили в квасах, которые продавали сети «Магнит» и «Азбука вкуса». Представители союза направили обращение в кабмин, предложив изъять из оборота эти напитки с повышенным содержания спиртного. В организации настаивают на контроле качества квасов за счет выборочных проверок.
Повышая градус
Национальный союз защиты прав потребителей в июле проанализировал состав охлаждающих напитков, которые пользуются популярностью у взрослых и детей. Так, речь идет о квасах и сладких напитках. Организация приобрела их в крупнейших торговых сетях РФ, в числе которых «Магнит», «Пятерочка», «Лента», «Верный» и «Азбука вкуса». Эксперты сдавали образцы сразу в несколько испытательных лабораторий. Это учреждения филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Москве», организация «Серконс Эко» и другие. О результатах общественники рассказали в письме в правительство. «Известия» ознакомились с документом.
Так, удалось выяснить, что треть образцов имеет нарушения по составу напитков. Например, «Магнит» и «Азбука вкуса» продавали квасы нескольких торговых марок с коротким сроком хранения, выяснил союз. В них производители превысили в три раза допустимую долю спирта при действующем нормативе 1,2%. Нарушение союз зафиксировал в таких торговых марках, как «Муромский», «Царские припасы» и других, причем такое превышение может встречаться в разных бутылках партии, говорится в письме организации в кабмин, и это может свидетельствовать о том, что у производителя есть системная проблема.
«Фактически такая продукция является спиртным, и ее производство и оборот должны регулироваться в соответствии с профильным алкогольным законодательством», — подчеркивается в письме в кабмин. Это значит, что родителям детей и водителям перед поездкой не следует приобретать такие напитки.
Поэтому союз предложил кабмину несколько шагов для решения возникшей проблемы. Прежде всего Роспотребнадзор и Росалкогольрегулирование должны изъять из продажи квасы с повышенным градусом спиртного, говорится в письме, а также выработать механизм, который позволит выборочно контролировать квасы на содержание алкоголя перед их допуском на рынок.
Такой надзор могут осуществлять общественные организации, рассказал «Известиям» глава союза Павел Шапкин. По его словам, повышенное содержание алкоголя в напитках может быть связано с технологическим нарушением при производстве. Квасы должны были пастеризовать, что остановило бы процесс брожения. Возможно, именно этого не произошло — объемная доля спирта продолжила расти.
В правительстве «Известиям» ответили, что письмо общественников направили в Роспотребнадзор. В ведомстве на момент публикации его не получили.
При чем тут условия хранения
В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки) «Известиям» напомнили, что с 1 сентября в РФ началась маркировка безалкогольных напитков. Квасы входят в их число, подчеркнули там. Производители начнут внедрять идентификацию своей продукции поэтапно, с 1 декабря. Это позволит реализовать на практике подход, который предложили общественники: если, к примеру, они выявят продукцию с нарушениями, то система госучета позволит определить всю партию некачественных товаров и предотвратить ее продажу, заметили в ЦРПТ.
Представитель бренда «Царские припасы» подчеркнул, что компании не предоставили протокол отбора образцов и заключение аккредитованной лаборатории, которые подтверждают превышение массовой доли спирта в продукции, сказал «Известиям» гендиректор производителя «Фонтан» Александр Швидко.
— Мы не знаем, при каких условиях отобрали образцы, соблюдался ли температурный режим при транспортировке образцов в лабораторию, — добавил он. — Квас торговой марки «Царские припасы» полностью соответствует требованиям ГОСТа, проходит регулярные проверки в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, в том числе на содержание этилового спирта. Информация о товаре, размещенная на его этикетке, — достоверная и достаточная, полностью соответствует фактическим данным о составе продукта, условиях хранения и сроках годности.
В компании также подчеркнули, что при нарушении условий хранения, например при повышении температуры, массовая доля спирта может увеличиваться, отметили в компании. «Мы признаем отдельные факты ненадлежащего хранения кваса в магазинах: оно может привести к уменьшению его срока годности из-за нарушений температурного режима, но это зона ответственности торговой точки», — уточнили там.
«Известия» запросили все бренды квасов, которые попали под проверку и в которых превышена допустимая доля спирта. Среди них вся линейка квасов, которую можно встретить в рознице, а именно: «Муромский», «Царские припасы», «Моя цена», «Желтая бочка», «Никола» и другие.
В пресс-службы X5 group (развивает бренды «Пятерочка» и «Перекресток») уточнили, что проводят контроль качества пищевой продукции на регулярной основе. Ежемесячно разные категории товаров проходят лабораторные испытания: эксперты оценивают, соответствуют ли продукты требованиям нормативной документации. В ходе последних проведенных проверок кваса компания не выявила каких-либо несоответствий, подчеркнули в торговой сети.
Другие крупные сети, включая «Магнит», «Азбуку вкуса», «Ленту», «Верный», на запрос издания не ответили.
Превышение алкоголя в квасе может произойти по нескольким причинам, сказала «Известиям» глава Национального союза производителей пива и напитков Елена Цветкова. Так, например, если речь идет о натуральном нефильтрованном напитке, то с течением времени объемная доля спирта будет нарастать, так как процесс брожения набирает обороты. С этой же проблемой может столкнуться и отфильтрованный напиток, если в нем останутся дрожжи. Но в целом такая проблема теряет актуальность: рынок кваса сокращается. Летом люди все чаще находятся в помещениях с кондиционерами, а значит, реже нуждаются в охладительных напитках.
С помощью “Честного знака” покупатель может узнать больше о маркированном товаре, просто отсканировав специальный код маркировки, который на нем есть. Таким образом, он получает дополнительную информацию о продукте.
Источник: Известия