Top.Mail.Ru
«Мы хотим именно тебя»: Как мошенники с видеосвязью атаковали IT-специалиста

«Мы хотим именно тебя»: Как мошенники с видеосвязью атаковали IT-специалиста

История моего коллеги редакции «ASP News» стала новым сигналом: телефонные мошенники достигли невиданного уровня изощренности и наглости.

Жертвой скамеров, действующих под видом сотрудников госструктур, стал не новичок, а опытный IT-специалист, гуру в своей профессии, прекрасно осведомленный о схемах обмана. Его диалог с преступниками – наглядное пособие по психологическому террору и новым тактикам злоумышленников.

Обратите внимание на новый уровень наглости: Мошенники используют видеосвязь и давление, чтобы заставить взять кредит. Очень надеюсь, что уроки от моего коллеги станут для вас предостережением. Ведь еще раз повторюсь, что жертвой мошенников может стать любой человек, вне зависимости от количества высших образований, занимаемой должности и статуса в обществе.

5435937277172905449 1

Видеозвонок от “Почты России” или с портала “Госуслуги” – это главный red флаг 2025 года.

Схема атаки: Имитация “Почты России” и давление на эмоции

  • Начало: На WhatsApp Ивана (имя изменено) позвонили с номера, подписанного как “Почта России”. Это классический прием – подмена Caller ID.

  • Легенда: Скамеры, представившись сотрудниками, создали ложное ощущение срочности и важности. Они сообщили, что якобы Ивану пришло ценное письмо, но с ошибочным адресом. Попросили зайти в приложение “Почты России” и указать верный адрес. Когда Иван зашел в свое мобильное приложение, то не увидел необходимой кнопки, на что они сказали, что приложение надо обновить. При чем сделать это через Бота в Телеграмм. Иван прошел по ссылке, и ввел все свои данные. Таким образом, скамеры получили доступ не только к личному кабинету в “Почта России”, но и в ходе диалога убедили, что ЛК от “Госуслуг” у Ивана взломан и надо сменить пароль. Вуаля, и у них есть доступ ко всем данным Ивана. А дальше, они сказали, что когда аккаунт Ивана был взломан якобы кто-то из злоумышленников оформил от его имени несколько кредитов и отправил средства в поддержку Украины. Так, что теперь у Ивана проблемы с законом. Всё это вранье они упаковали в фейковый документ, который есть в распоряжении ASP News.

фальшивый документ от мошенников
фальшивый документ от мошенников

Как в это всё смог поверить опытный Айти-гуру? Не спрашивайте, но статистика обманутых людей говорит сама за себя. 0% осуждения, 100% понимания, что когда человеку угрожают, то в состоянии аффекта и не в такой бред поверишь. Кстати, в ходе личной беседы со мной Иван признался, что раньше не понимал, как люди верят мошенникам? Теперь убедился на личном опыте, что они бывают весьма убедительными.

5435961260270285722
фото автора

У меня вопрос к другим людям. В частности, “Теле2”. Именно эта компания пропустила звонок мошенников на номер Ивана. Почему абоненты не защищены? Приведу пример. Я пользуюсь услугами “Билайн”. Никаких дополнительных платных опций не подключала, но регулярно получаю от “Билайн” защиту с предупреждениями, если мне звонит спам или мошенники.

  • Манипуляция: Они сразу начали давить, имитируя рабочий процесс (“Отпросились уже?”, “С работы вышли?”, “Отписывайте каждые 10 минут”), лишая жертву времени на раздумья. К слову сказать, Иван в апреле читал мою статью “Я умнее мошенников”, лично был предупрежден, но так и не поставил самозапрет на “Госуслуги”. На момент написания статьи самозапрет уже оформил. Сделайте это и Вы, дорогие читатели. Процедура бесплатная и эффективная! Доколе ждать?

  • Финансовый крючок: Целью стало заставить Ивана взять кредит на 400 000 рублей под предлогом “решения проблемы”. Кстати, о “проблеме” Иван узнал, как и жертва-героиня предыдущей моей статьи по разыгранному спектаклю: когда разговор якобы закончился, то мошенники продолжили общение между собой, имитируя ссору, что один из них слишком много рассказал, что тут серьезные нарушения уголовного кодекса и т.д. Ниже покажу Вам фальшивый документ, который они прислали Ивану. Страх жертвы (“Мне чет страшно на полмиллиона брать кредит”) их не остановил. Тут нужно отдать должное, что Иван выбрал “Сбер”, где ему отказали в кредите. С учетом того, что он является клиентом именно этого банка. Но предложили оформить кредитную карту и Иван бы это сделал, но его спасло то, что он забыл паспорт дома.

фальшивый документ от мошенников
фальшивый документ от мошенников
фальшивый документ от мошенников
фальшивый документ от мошенников

Новый опасный ход: Выход на видеосвязь

  • Психологический прием: В ответ на закономерные подозрения Ивана (“Мне просто надо как-то проверить, что сейчас я не выполняю инструкцию мошенников”) скамеры пошли на неожиданный шаг – вышли с ним на видеосвязь.

  • Контраргумент: Они использовали это как “доказательство” легальности: “Вы меня видели на видеосвязи”, “У вас есть скриншот”, намекая, что мошенники так не рискуют.

  • Развенчание мифа:  Но преступники, видимо, рассчитывают на страх или растерянность жертвы в момент звонка, либо используют временные/украденные образы.

Попытки проверки и манипуляция в ответ

Иван, как технически подкованный человек, пытался проверить информацию:

  1. Звонок на горячую линию: Предложил позвонить на официальный номер Госуслуг (8800), чтобы убедиться в легальности действий. Ответ мошенницы: “Не поняла”, а затем уход от ответа.

  2. Прямые вопросы: Спрашивал, можно ли уточнить факт обращения (“А позвонить и спросить просто обращался ли я к вам сегодня тоже нельзя?”). В ответ – увертки (“Так вы же обращались лично”, “У меня указано, что вам могут там одобрить”) и агрессия (“Вы же не понимаете ничего как оказалось”).

  3. Открытое заявление о подозрениях: Иван прямо сказал: “Я вам уже всё равно не верю. Давите на эмоции, запугиваете, а схема с фальшивой техподдержкой хороша”.

Почему это срабатывает даже на подготовленных?

  1. Симуляция легитимности: Видеосвязь и поддельные документы ломают психологический барьер.

  2. Давление и создание хаоса: Постоянные требования отчитаться, куда-то ехать (“Минут 40 на такси”, “Самокат возьму”), обсудить “с руководством” лишают жертву возможности трезво оценить ситуацию.

  3. Игра на страхе: Сама тема “проблемы с Почтой России” или госорганами вызывает тревогу. Угроза “закрыть обращение” (“Мне закрывать обращение или сотрудничаем все таки?”) давит на желание “решить вопрос”.

  4. Агрессия и газлайтинг: Когда жертва проявляет бдительность, мошенники переходят к обвинениям в непонимании, некомпетентности, затягиванию решения. “Если вы не выйдите на связь.
    Вы будете задержаны.”

Как защититься? Уроки от IT-гуру

  1. Никаких действий под давлением: Если вас торопят, угрожают, требуют срочно куда-то ехать, брать кредит или устанавливать ПО – стоп. Это 100% обман.

  2. Самостоятельный звонок в организацию: Всегда завершайте подозрительный звонок и самостоятельно (найдя номер на ОФИЦИАЛЬНОМ сайте, а не в присланной ссылке!) звоните в ту организацию, от имени которой к вам обратились.

  3. Видеосвязь – не гарантия: Скриншот с видео – не доказательство честности собеседника. Это может быть подставное лицо или жертва такой же схемы.

  4. Доверяйте интуиции: Если что-то кажется странным, абсурдным или слишком “ровно” подогнанным под страхи – это скорее всего обман.

  5. Прервите связь: Как только возникают малейшие сомнения, прекращайте разговор. Как сделал Иван: “Ну тогда обращение закрываю. До свидания”.

Подошло время сделать вывод: История Ивана – факт, что мошенники постоянно эволюционируют, используя новые технологии (видеосвязь) и изощренные психологические приемы. Никто не застрахован на 100%.

Ключевая защита – критическое мышление, отказ от действий под давлением и обязательная самостоятельная перепроверка информации через официальные, найденные вами лично каналы связи. Если звонят “из банка”, “из полиции” или “из Почты России” – положите трубку и перезвоните в эту организацию сами по известному номеру. Это простое правило спасет ваши деньги и нервы.

В завершении данной статьи, напомню, что самое простое, как вы можете обезопасить себя – это поставить самозапрет на сайте “Госуслуги”. И помните, что с этого портала, как и с “Почты России” сотрудники не звонят. Кстати, надеюсь, вы знаете, что не менее популярная схема у мошенников с доставкой и домофонами. В обоих случаях просят назвать код по телефону, но мы же с Вами знаем, что никаких кодов никому сообщать нельзя!

И еще один момент. Если у вас случилась подобная ситуация с happy end, как у моего коллеги, то я очень надеюсь, что Вы все равно написали заявление в полицию. Да, вас не обокрали, да вы не взяли кредит, но сообщить в полицию необходимо. Иван вчера поздно вечером так и сделал. При чем участковый отметил, что у него на столе огромные папки с делами, где счастливого конца не вышло. Полицейские еще раз проверили в базе на наличие/отсутствие микрозаймов у Ивана, заблокировали мошенников по телефону, приняли заявление и есть все шансы, что одним скамером на свободе станет меньше.

На сегодня у меня всё. Отдельно благодарю Ивана за всю предоставленную информацию, скрины переписок и документы. Надеюсь, что это поможет обезопасить Вас, дорогие читатели, от телефонных злоумышленников. Я верю, что победа будет за нами!

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

-->

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять