В ближайшее время российские сельхозпроизводители могут получить значительное облегчение налоговой нагрузки. Минфин России совместно с ФНС подготовил проект поправок в Налоговый кодекс. Ключевая цель которого – полное освобождение аграриев от уплаты транспортного налога на основную сельскохозяйственную технику.
Эта мера направлена на стимулирование развития АПК и снижение издержек в критически важной для страны отрасли.
Что входит в “льготный парк”?
Под действие новой льготы, как следует из проекта, попадут:
Тракторы
Самоходные комбайны (зерно-, кормо- и прочие)
Машины для перевозки и внесения минеральных удобрений
Специализированные автотранспортные средства, используемые исключительно в сельскохозяйственных работах (например, молоковозы, машины для перевозки скота, зерновозы, если они зарегистрированы на сельхозпроизводителя и используются строго по назначению).
ФНС особо подчеркивает важный аспект предлагаемой нормы:
Годовая льгота: Освобождение от налога будет предоставляться за весь календарный год целиком. Это ключевое отличие! Фермеру не придется дробить сумму налога в зависимости от того, сколько месяцев в году реально использовался, скажем, комбайн (который работает в основном только в период уборки). Техника освобождается от налога полностью, даже если задействована сезонно.
Заявительный и Беззаявительный Порядок:
По заявлению: Чтобы воспользоваться льготой, сельхозпроизводитель должен будет направить заявление в свою налоговую инспекцию и приложить документы, подтверждающие целевое использование техники. Это могут быть:
Договоры на выполнение сельхозработ с указанием применяемой техники.
Соглашения о поставке или перевозке сельхозпродукции, где четко прописаны используемые транспортные средства.
Технические паспорта (для машин по внесению удобрений – см. ниже).
Проактивно (без заявления): Налоговики смогут применять льготу автоматически, если в их распоряжении уже есть необходимые сведения, подтверждающие право на освобождение. Источником таких данных могут стать, например, сведения из Минсельхоза России.
ФНС дает важное разъяснение, согласованное с Минсельхозом: машины для перевозки и внесения минеральных удобрений будут относиться к льготируемым самоходным машинам при наличии двух условий:
Наличие соответствующего паспорта самоходной машины (и сведения об этом паспорте передаются в налоговые органы).
Фактическое выполнение машиной функций по внесению минеральных удобрений.
Инициатива по транспортному налогу гармонично вписывается в комплекс мер государственной поддержки агропромышленного комплекса и отечественного сельхозмашиностроения:
Поддержка производителей: Как сообщает РБК со ссылкой на Минпромторг, ведомство предпринимает шаги для помощи российским заводам, в частности, флагману отрасли – группе компаний “Ростсельмаш” (Ростовская область).
Отсрочка по утильсбору: Ключевая мера – перенос сроков уплаты утилизационного сбора на четвертый квартал 2025 года. По данным пресс-службы Минпромторга, только для предприятий ГК “Ростсельмаш” это высвободит порядка 25 млрд рублей в 2025 году. Эти средства планируется направить на:
Поддержание непрерывности производственных процессов.
Сохранение рабочих мест.
Обеспечение стабильных поставок комплектующих.
Введение льготы по транспортному налогу – это не просто точечная мера, а значимый шаг к повышению конкурентоспособности российского АПК:
Снижение затрат: Прямая экономия на налогах высвободит средства для инвестиций в развитие, закупку ГСМ, семян, удобрений, выплату зарплат.
Справедливость: Учет сезонного характера использования дорогостоящей спецтехники делает налоговую нагрузку более обоснованной.
Стимул к обновлению парка: Снижение совокупной стоимости владения техникой может сделать более доступным приобретение новых, эффективных машин, в том числе отечественного производства.
Упрощение администрирования: Возможность автоматического (беззаявительного) предоставления льготы при наличии данных снизит бюрократическую нагрузку на самих аграриев.
Проект поправок еще должен пройти все законодательные процедуры, включая рассмотрение в Госдуме. Однако его подготовка профильными ведомствами (Минфин, ФНС) при согласовании с Минсельхозом и параллельных мерах Минпромторга указывает на высокую вероятность его принятия. Ожидается, что новая льгота станет существенным фактором поддержки финансовой устойчивости сельхозпредприятий и дальнейшего роста эффективности российского агросектора. “Железные кони” полей готовятся к налоговым каникулам.
С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова
Источник: DairyNews.ru