О реальных затратах крупных молокоперерабатывающих предприятий на переход к электронной сертификации с помощью API-интерфейса Меркурия. И что происходит сегодня в молочном Меркурии рассказал Николай Власов.
Сообщаем, что ТОП-100 использующих API-интерфейс Меркурия молокопереработчиков (это 100 молокоперерабатывающих предприятий, которые оформляют транспортные эВСД на наибольшие объемы готовой молочной продукции, отгружаемые с молокоперерабатывающего предприятия) за последние 7 дней (с 19-го марта 2019 года по 25-е включительно) оформили 277’169 эВСД на готовую молочную продукцию, общая масса которой составила 15’268’355 кг.
Отмечаем, что среди ТОП-100 есть 4 предприятия, принадлежащих индивидуальным предпринимателям.
Общий среднесуточный объем выпуска продукции этими ста предприятиями составил 2,18 тыс. тонн (среднемесячный — 61,1 тыс. тонн).
Среднесуточное оформление эВСД на этот объем этими предприятиями составляет 39,6 тыс. эВСД за день (среднемесячное –1,1 млн. штук).
Средний объем сертифицируемой этими ТОП125 молокоперерабатывающими предприятиями партии готовой молочной продукции за данный период составил 55,1 кг при вариациях от 0,27 кг до 22,9 тонн. Частотное распределение объема партии показано на Рис. 1.
Рис. 1. Частотный анализ объема транспортной партии готовой молочной продукции. По вертикальной оси показаны диапазоны объемов средней транспортной партии для одного предприятия. По горизонтальной оси показаны количества предприятий с тем или другим средним объемом транспортной партии.
Из данных Рис. 1 видно, что, при среднем для всех включенных в расчет молокоперерабатывающих заводов объеме партии равном 55,1 кг, наиболее «модный» (модальный) класс объемов партии (выбирается так, чтобы количество предприятий, которые используют большие средние объемы партий, примерно равнялось количеству предприятий, которые используют меньшие объемы партий) составляет объем от 32 до 64 кг, который включает в себя средний объем (55,1 кг).
В годовом исчислении из данных этой недели общий объем выпуска этих ТОП100 предприятий составляет 732 тыс. тонн (3,49% от расчётного объема выпуска всей готовой продукции в массовом исчислении, которое составляет 21 млн. тонн), которая примерно соответствует 6,4 млн тонн сырого молока, используемого в качестве сырья (такой высокий процент расхода сырья обусловлен тем, что среди этих 100 предприятий непропорционально по отношению к основной массе предприятий много выпускается высокомолокоемких продуктов – в основном это сыры и масло).
При экстраполяции этих данных на весь выпускаемый объем готовой молочной продукции получаются следующие величины. При экстраполяции исходим из того, что данные ТОП-100 предприятий в годовом исчислении выпускают 0,723 млн. тонн готовой молочной продукции из 21 млн тонн, т.е. выпускают примерно 1/29 долю всего объема готовой молочной продукции. Соответственно, чтобы в данной приблизительной оценке перейти к полному ее объему от объема, выпускаемого этими ста предприятиями, нужно показатели последних умножить на 29.
В результате экстраполяции получаем, что при полном переходе на электронную сертификацию готовой молочной продукции ожидаемое количество оформляемых на нее эВСД за сутки составит 1,044 млн. штук, или 32 млн штук за месяц, или 381 млн. штук за год.
Эти рассчитанные величины следует считать нижней границей ожидаемой величины, так как (как уже сказано выше) среди этих предприятий непропорционально много выпускающих сыры и масло и непропорционально мало выпускающих готовую молочную продукцию, которая имеет гораздо более широкую номенклатуру, а значит для ее оформления будет использоваться относительно больше эВСД в расчете на единицу массы продукции в партии.
Почему сложился такой перекос? Очень просто: переход к обязательной электронной сертификации сыров, масла (а вместе с ними – сухого молока и молочных консервов) ожидается в июле с.г., а переход к обязательной электронной сертификации питьевого молока, кисломолочных продуктов и остального подобного отнесен на более поздний срок – на ноябрь.
Соответственно, производители сыров, масла, сухого молока и молочных консервов начали, а кто-то возобновил начатую раньше, подготовку к практическому использованию электронной сертификации.
А производители питьевого молока, молочных продуктов и остального подобного пока сидят и ждут: не удастся ли Данон и Пепсико, как и летом прошлого года добиться, чтобы эти продукты были выведены из перечня сертифицируемых, или, на крайний случай, переход к их сертификации был бы отложен на длительный срок. Ждут и не готовятся. Не все, разумеется, есть и среди этой категории те, кто готовит сани летом.
Вот потому и перекос. А раз перекос, то вполне адекватной оценки пока сделать путем простой экстраполяции не выйдет.
Учитывая, что в СМИ и обращениях в разные органы государственной власти две упомянутые компании продолжают распространять липовые «данные» о кошмарных затратах крупного молокоперерабатывающего предприятия на переход к электронной сертификации с помощью API-интерфейса Меркурия, в заключение сообщаю о реальных затратах, которые понесли три из компаний, которые вошли в ТОП-100. Соответственно, они уже завершили интеграционные проекты, уже купили нужную технику, уже измерили свои операционные расходы и уже работают.
Данные о расходах я получил от самих компаний, равно как и их согласие на озвучивание этих данных в ходе наших совещаний с Минэком и др. ведомствами, но можно ли публиковать эти данные я не спрашивал. Поэтому данные привожу, но названия компаний не раскрываю: назову и Со№1 (суточный выпуск сертифицируемой сейчас продукции 173 тонны), Со№2 (суточный выпуск сертифицируемой сейчас продукции 147 тонн) и Со№3 (суточный выпуск сертифицируемой сейчас продукции 342 тонны).
Итак, сколько стоит переход к ЭВС для крупного предприятия?
1. Приобретение софта, необходимого для интеграционного решения и консалтинговых услуг по его инсталляции и использованию:
Со№1 потратила для двух своих заводов 4 млн. руб.,
Со№2 потратила для одного своего завода 1,5 млн руб.,
Со№3 потратила для 6 своих предприятий 4,5 млн. руб.
2. Приобретение принтеров для маркирования транспортной тары (требования о ее маркировании в НПА нет, но их приобретать будут все крупные предприятия – производители)
Со№1 потратила для двух своих заводов 12 млн. руб.,
Со№2 потратила для одного своего завода 1,5 млн руб.,
Со№3 потратила для 6 своих предприятий 9,2 млн. руб.
Это все расходы по статье «вложения», итак:
Со№1 осуществила вложения по 8 млн. руб. на 1 завод,
Со№2 осуществила вложения в размере 3 млн. руб. на свой единственный завод,
Со№3 осуществила вложения по 2,28 млн. руб. на 1 завод.
Операционные расходы (включая наем дополнительного персонала и расходники) составляют:
Со№1 — 1,5 млн. руб. или по 0,75 млн за год на 1 завод,
Со№2 – 4,8 млн. руб. за год на единственный завод,
Со№3 – 4 млн. руб. или по 0,67 млн. за год на 1 завод.
Меня очень удивило, что все предприятия осуществили в связи с переходом к ЭВС готовой молочной продукции наем дополнительного персонала, несмотря на то, что все они используют API-интерфейс (т.е. эВСД формируются автоматически в результате взаимодействия информационной системы предприятия и Меркурия). Нанимают по 4-8 человек для сменной работы (24х7) на один завод.
С трудом, но допытался я, что же делает этот дополнительный персонал, а делает он вот что.
В основном (наибольшее количество трудозатрат) этот доп. персонал обеспечивает распечатывание электронных сертификатов и носит эти распечатки водителям автомобилей, доставляющих их грузы. Слушал я это и грустил: сейчас же полно дешёвых планшетов продается: ну почему не дать их водителям и удаленно, дропбоксом или еще как, не перебрасывать на их планшеты пакеты эВСД?
Еще доп. персонал работает в web-интерфейсе, реализуя некоторые нечастые бизнес-операции (например, инвентаризацию). Без этих трудозатрат непросто обойтись, по крайней мере пока.
Еще доп. персонал контактирует с контрагентами, улаживая возникающие вопросы, относящиеся к оформлению эВСД. Эти расходы сейчас необходимы, но по мере освоения новой технологии они будут падать.
Какие общие оценки на основе этих данных можно сделать (предварительные, конечно)?
Вложения на запуск ЭВС составляют от 2 до 10 млн. руб. на крупное предприятие, использующее API-интерфейс.
Операционные расходы на один молокоперерабатывающий завод в связи с внедрением ЭВС составят 0,5-5 млн. руб. за год использования ЭВС с тенденцией к снижению верхнего предела до 1 млн. руб. (исключение оборота распечаток).
Объем вложений в расчете на 1 завод в массе будет тем меньше, чем крупнее компания.
Объем вложений неявно связан с объемом операционных расходов обратной пропорцией.
Относительный объем операционных расходов (OpExp) в процентах стоимости продукции из расчета средней стоимости 1 кг готовой молочной продукции равной 100 руб. составляет:
Со№1: OpExp1=(100*750’000)/(173’000*365*100)=0,012% от стоимости продукции,
Со№2: OpExp2=(100*4’800’000)/(147’000*365*100)=0,089% от стоимости продукции,
Со№3: OpExp3=(100*4’000’000)/(342’000*365*100)=0,032% от стоимости продукции.
Относительный объем вложений (InCosts) в процентах от стоимости продукции из расчета средней стоимости 1 кг готовой молочной продукции равной 100 руб., времени службы принтеров равном трем годам и необходимости замены софта 1 раз в 3 года составляет:
Co№1: InCosts=(100*16’000’000)/(173’000*365*3*100)=0,084% от стоимости продукции,
Co№2: InCosts=(100*3’000’000)/(147’000*365*3*100)=0,019% от стоимости продукции,
Co№3: InCosts=(100*10’700’000)/(342’000*365*3*100)=0,029% от стоимости продукции.
Таким образом, сумма вложений и операционных расходов не превысит 0,1% от стоимости сертифицируемого товара, а, скорее всего (исключая случаи дебилизма и вороватости менеджеров) составит величину в диапазоне 0,03-0,05%.
Для адекватного информирования о наилучших решениях в этой сфере прошу руководство молокоперерабатывающих компаний (обращаюсь ко ВСЕМ молокопереработчикам, использующим API-интерфейс от самых малых ИП до самых крупных ООО), которые уже работают через API-интерфейс, сообщить мне на адрес milk@fsvps.ru (обзвонить я вас при всем желании не смогу – вас уже сотни, так что извините…) о своих реальных затратах на внедрение ЭВС в таком же формате:
• название компании и ее ID в ВетИС (если знаете его),
• сколько молокоперерабатывающих заводов в компании и их ID (если знаете их),
• среднесуточный объем выпуска готовой молочной продукции компанией,
• вложения, что приобретали,
• операционные расходы и из чего они состоят, производился ли наем доп. персонала и, если да, то что этот персонал делает.
Уверен, что эта информация, будучи обобщенной и «полупереваренной», пригодится вашим коллегам и будет полезна для нас всех: может сообща что-то придумаем, как ваши расходы сократить.
Если кто-то сочтет возможным откликнуться на мою просьбу, пожалуйста, сообщайте в своих е-мэйлах о том, могу ли я озвучивать эту информацию и могу ли я ее публиковать с указанием наименования компании.
С наилучшими пожеланиями,