Роскачество провело рейд молочных полок в 16 торговых сетях. В ходе проверки сметаны, йогуртов, масла, молока, кефира, творога, сыра и сырков были выявлены не только нарушения, но и уловки маркетологов на обман покупателей.
11 января 2019 года истёк срок, отведённый производителям молокосодержащей продукции с растительными жирами на подготовку к принятым изменениям в законодательство. За это время они должны были привести маркировку продукции в соответствие с новыми требованиями, а также оформить сопроводительные документы на товары с новой классификацией.
Из названий молокосодержащих продуктов должно быть понятно, что они содержат заменители молочного жира. Согласно дополнениям в техрегламент, в наименование такого товара должны быть включены слова «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира», а также информация о технологии производства. Использовать в названиях таких товаров «молочные» термины и их сочетания запрещено.
Прежде чем перейти к результатам расследования, необходимо разделить на категории всю продукцию, которую сейчас выкладывают на так называемую «молочную» полку. Поскольку пропорции содержания молочного и растительных жиров в ней могут быть разными, маркировка этих товаров также различается.
– Полностью молочные продукты
Молочного жира в составе – 100%. Регулирующий документ – ТР ТС 033/2013 (Технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции»)
– Молокосодержащие продукты
Молочного жира в составе – от 50%, растительных жиров– не более 50%. Регулирующий документ – ТР ТС 033/2013 (Технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции»)
– Масложировые продукты (спреды, маргарин, топлёные смеси и т.д.), а также товары с иными немолочными названиями – десерты, суфле, пасты и прочее
Молочного жира в составе – менее 50%, растительных жиров – от 50% до 100%. Регулирующие документы – ТР ТС 024/2011 (Технический регламент на масложировую продукцию), ТР ТС 021/2011 (Технический регламент «О безопасности пищевой продукции»)
РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ
Из 535 товаров, участвовавших в исследовании, 472 относились к 100-процентной молочной продукции без заменителей молочного жира, 22 – к молокосодержащей продукции с растительными жирами, 41 – к масложировой продукции, а также продукции, подпадающей лишь под действие общего пищевого технического регламента ТР ТС 021/2011.
Нарушения в маркировке были обнаружены только у пяти товаров. Так, например, название продукта «Плавленый сыр Сливочный с массовой долей жира в сухом веществе 50%», изготовленного ОАО «Рязанский завод плавленых сыров» под торговой маркой «Переяславль», не соответствовало требованиям ТР ТС 033/2013, так как включало «молочный» термин – «сыр».
В наименовании другого продукта – «Сырок глазированный с ванилином с заменителем молочного жира с массовой долей жира 23%» (изготовитель – АО «Дмитровский молочный завод») – отсутствовала информация о содержании растительных жиров.
Как показало расследование, маркетинговые уловки производители также использовали. Например, на упаковке продукта торговой марки «Крестьянские узоры» крупным шрифтом было указано, что в составе есть сливочное масло, и ниже приводилась цифра – 72,5%. Но, если прочитать состав, то становится ясно, что молочного жира в продукте лишь 5%, а 72,5% – массовая доля общего жира. В результате потребитель может по ошибке принять товар за сливочное масло. При этом в названии продукта использовался «молочный» термин – «сливочное» – что также является нарушением.
Как видно из результатов проведённого Роскачеством расследования, доля продукции с нарушениями в маркировке относительно невысока.
При этом в ходе «рейда» была выявлена одна важная тенденция. Выяснилось, что ряд производителей решили «уйти» из сегмента молочной продукции и молочного регламента, переквалифицировавшись на выпуск продукции с иными, немолочными названиями – различных десертов и суфле (ТР ТС «О безопасности пищевой продукции»).
Доля растительных жиров в такой продукции может составлять до 100 процентов, в то время как в молокосодержащей – не более 50.По мнению участников рынка, уход ряда производителей в другой сегмент связан с тем, что новые установленные регламентом названия молокосодержащих продуктов могут отпугнуть потребителей.
Вместо товаров с названиями «сметанный» или «сырный» продукт, на полках теперь должны быть «продукты молокосодержащие с заменителем молочного жира, произведённые по технологии сметаны (или сыра)». Помимо столь сложных наименований, необходимо ещё и написать фразу «содержит растительные масла». И коснулось это нововведение только продуктов с 50-процентной заменой жировой фазы на растительные масла в виде «заменителя молочного жира, – отметила руководитель группы стандартизации Молочного союза России Лариса Абдуллаева.
«Но на деле многие производители, и особенно торговые сети, испугались таких больших и сложных названий, которые могут не понравиться потребителю», – добавила Лариса Абдуллаева.
В результате многие производители ушли в сегмент продукции жировой или просто смешанной, требования к которой не столь категоричные. На полках магазинов появилось больше продуктов, названных более лаконично – «десерт», «паста», «заменитель».
В этих продуктах, как правило, весь жир – растительный, ни грамма молочного жира там нет. Но требования к ним более легкие, так как на них не распространяется строгий молочный регламент ТР ТС 033/2013. Получилась странная ситуация: продукты молокосодержащие оказались в менее выигрышной позиции из-за устрашающих названий, но состав их более «молочный» по сравнению с жировыми десертами, пастами и т.д.
По мнению Ларисы Абдуллаевой, исправить сложившуюся ситуацию можно, убрав из-под юрисдикции молочного регламента все продукты, в которых есть растительные жиры.
«Нужно сделать их также объектом общего пищевого технического регламента ТР ТС 021/2011. И тогда потребитель не будет ломать голову у полки магазина над тем, что же выбрать: «продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира произведенный по технологии сыра» или «заменитель сыра»? По сути, это одно и то же – продукт сложного состава, который к сыру никакого отношения не имеет. А значит, надо честно и коротко написать, что это «масса», «заменитель», «эрзац» и т.д.», – пояснила собеседник Роскачества.
Схожего мнения придерживаются и в торговых сетях. Так, по словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Евгения Адашева, нововведение приводит к снижению узнаваемости продукта и падению спроса.
«Часть поставщиков, ранее поставлявших молокосодержащие продукты, перешли на технологии, предусматривающие замещение молочного жира в количестве более 50% от жировой фазы. Это дало им возможность исключить продукцию из области применения ТР ТС 033/2013, но осложнило её идентификацию и, вероятно, ухудшило потребительские свойства такой продукции», – считает Адашев.
Отдельной проблемой для торговых сетей стало указание наименования молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира в ценнике. Как уточнил исполнительный директор АКОРТ, формат и количество символов вынуждают указывать только часть наименования из маркировки, а также применять сокращения слов.
Напомним, с 1 июля 2019 года продукты, содержащие растительные жиры, будут выкладывать в магазинах отдельно от натуральной «молочки». Ожидается, что такая мера не только позволит покупателям избежать путаницы при выборе товаров, но также будет способствовать развитию конкуренции.
Ника Виноградова
Источник: Роскачество