Автоматы с питьевой водой – это привычная картина не только в крупном мегаполисе, но в маленьком городке. Однако молочные вендинг -автоматы на сегодняшний день редкость для потребителя и многие не знают о них вовсе. В чем особенность молокоматов читайте прямо сейчас.
В отчёте 2017 года, составленном аналитической компанией Progressive Markets, прогнозируется, что каждый год вплоть до 2025-го мировой рынок молокоматов будет расти в среднем на 13%. Свои ожидания аналитики обосновывают растущей популярностью сырого молока. По их мнению, его начинают покупать те, кто до этого употреблял только йогурты, сыры и прочие молочные продукты.
В России не ведётся статистический учёт количества молокоматов или объема продаж через них. Тем не менее, директор аналитическо-информационного департамента Национального союза производителей молока Алексей Воронин относит рынок к числу многообещающих.
“Официальные органы статистики не отслеживают реализацию питьевого молока через такой канал продаж, поэтому без дополнительных исследований оценить долю крайне сложно, но не думаю, что она превысит даже 2-3%, так как формат торговли достаточно современный и еще не получил распространения. Более того, к реализуемому через автоматы молоку предъявляются все те же требования, что и к молоку на полке традиционных магазинов. Однако если обратиться к мировой практике, то по данным различных исследований объем реализации молока через молокоматы имеет перспективы к росту”, – говорит он.
Transparency Market Research отмечает, что рост рынка молокоматов в России и СНГ замедлен в связи с популярностью семейных фермерских хозяйств и большого количества личных подсобных хозяйств. Аналитики оценивают ежегодный рост рынка в 9% вплоть до 2024 года.
Почему фермеры выбирают молочные автоматы? Для фермеров реализация свежего молока методом вендинга — альтернативный способ выхода на розничный рынок. Производителю, полагающемуся на машины для розлива, нет необходимости думать об издержках на упаковку и подготовку молока к длительному хранению.
Первыми в России молокоматы начала устанавливать новосибирская компания «МолСиб». Начав импортировать итальянские машины в начале 2000-х, компания перестала заниматься ими после того, как исключила свой молочный завод из собственности. Генеральный директор Игорь Елисеенко поделился мнением о разнице в менталитете российских и европейских потребителей молока из молокоматов. — В Европе молокоматы стоят прямо на улице, а в Чехии я видел, как они стоят на ферме, под навесом. Люди проезжают, покупают молоко – то есть это прямой канал продаж от фермера к потребителю. Затрат на логистику вообще нет: залили они в бак 200 литров, тут же поставили в молокомат, люди подъезжают и покупают, а деньги напрямую поступают фермеру. Понимание того, что человек платит напрямую производителю – ключевое, по мнению Елисеенко, качество европейских потребителей. В России же, как он считает, выбирают вендинг-машины из-за самой их идеи. — У нас в России пользователи молокоматов – это всё-таки люди, которые хотят попробовать что-то новое во имя натуральности. В Европе же человек знает, что покупает напрямую у фермера.
Классической историей успешного внедрения молокоматов считается кейс «Братьев Чебурашкиных»: их автоматы под брендом «А-молоко» помогли им открепиться от переработчиков, закупающих сырьё по низким ценам, что делало бизнес братьев нерентабельным. Руководитель проекта «А-молоко» («Братья Чебурашкины») Иван Соломаха отметил, что в практике бренда «А-молоко» молокоматы вблизи ферм демонстрируют хорошие показатели при условии, что само производство не сильно отдалено от жилой зоны.
Руководитель проекта Molokovend Дарья Шаоршадзе уточняет, что практически все покупатели молокоматов – фермеры, обеспеченные собственным молоком: «По нашему опыту, посредники долго на рынке не задерживаются». — Что касается конечных пользователей, то здесь единения нет. Это и молодые мамы, и молодёжь, и бабушки – для них мы в молокоматах делаем окна выдачи, подходящие под разную тару, в том числе бидоны и банки. По географии – из-за расположения мы работаем в основном в городах за Уралом. Как ни странно, наши молокоматы стоят в основном не в крупных городах, а в небольших городках численностью 10-20 тысяч человек – и показывают отличные результаты, порой лучше, чем в городах-миллионниках. Мы это связываем с действием сарафанного радио и доверием к определенному производителю. Будущее молокоматов может лежать в школах и учебных заведениях. В настоящее время вендинг в школах хоть и официально не запрещён, но фактически действует на уровне региональных ведомств. Поправки в СанПиН, разработанные и вынесенные на обсуждение Роспотребнадзором, разрешат установку торговых автоматов с определённым «безопасным» набором продуктов. Если поправки будут приняты, то операторам торговых аппаратов будет открыта в том числе и возможность установки молочных аппаратов — правда, молоко в них должно быть стерилизовано.
К автоматам предъявляются те же требования, что и к другим вендинг-машинам и точкам продажи молока. В частности, их нельзя размещать на тротуарах, если оставшаяся ширина меньше 5 метров. Также на молокомат должны быть подготовлены типовые документы, которые требуются для розничной продажи молока, а на машинах, отпускающих сырое молоко, должно быть предупреждение о необходимости кипячения. До недавних пор использование молокоматов в России было связано с рисками для производителей — в основном из-за позиции Роспотребнадзора по поводу продажи сырого молока на улицах.
В 2013 году в Санкт-Петербурге начался правительственный эксперимент по установке автоматов, однако первые его месяцы совпали со вспышкой кишечной палочки. Несмотря на то, что позднее была доказана непричастность молокоматов к распространению инфекции, местное управление Роспотребнадзора временно запретило их. Годом позднее автоматы по продаже сырого молока были демонтированы и в Москве. Тем не менее, в 2016 году молокоматы вновь стали устанавливать в столице — правда, на этот раз уже после заключения муниципального контракта.
Согласно Правилам продажи отдельных товаров, молоко нельзя продавать на месте работы или на улице — именно последнее стало поводом для массовой ликвидации вендинг-машин в Москве в 2014 году.
Руководитель проекта «А-молоко» («Братья Чебурашкины») Иван Соломаха отмечает, что многое зависит от решений чиновников в конкретных территориальных органах. — Этот вопрос у нас законом подробно не регламентируется, поэтому всё зависит от людей на местах. Где они не боятся, там дают свидетельство на автоматы, и мы можем продавать сырое молоко, где боятся – там не выдают. Вся проблема, к сожалению, лежит в том, что отрасль торговли молоком в розлив не урегулирована. Здесь, в общем, бессмысленно бодаться. Ты в любом случае уязвим: захотят – найдут, к чему придраться.
Не все производители и операторы молокоматов отпускают именно сырое молоко. Кирилл Воронель, директор по маркетингу Foodmilk, заявил, что в автоматах «Вашей фермы» используется молоко после обработки. — Внутри молокомата поддерживается определённый температурный режим, причём не только в молочном картридже, но и во всех устройствах, которые контактируют с молоком. Герметичность всех узлов контролируется микродатчиками. Что касается замены продукции, то в молокомате установлен чип, который настроен на определённые сроки реализации молока, и программа, оповещающая о времени замены. Срок годности составляет семь дней. В молокоматах используется нативное молоко, которое проходит бережную пастеризацию при температуре 80 °C в течение 30 секунд. Учитывая высокое качество нативного молока и его микробиологический контроль, такой режим пастеризации является оптимальным. Сырое молоко в продажу не поступает, оно обязательно подвергается термической обработке, качество его зависит от режима пастеризации и качества фермерского молока.
С 1 июля все вендинг-машины должны быть оснащены онлайн-кассами: автоматы по продаже напитков должны отправлять сведения о продажах в ФНС. Дмитрий Ветров, менеджер по маркетингу компании Unicum, уточняет, что при развёртывании сети автоматов есть способ сэкономить. — Сейчас есть два способа подключения аппаратов к кассе. Первый – установка кассы непосредственно в аппарат. При этом, согласно поправкам, принтер для кассы не нужен. Но с 2020 года на экране аппарата должен отображаться QR-код — покупатель сканирует код с помощью мобильного телефона и автоматически перенаправляется на страницу ОФД, отображающую информацию о его покупке. Второй способ – подключение нескольких аппаратов к удалённой кассе, которая находится на сервере; так называемой «ферме касс». Если у вас уже от трёх и более автоматов, то выгодней подключаться именно к ферме кассе. Механизм получения информации потребителем абсолютно точно такой же, что и с фермой касс, что и с кассой в аппарате. Дмитрий Ветров отметил, что, если вендинг-аппарат уже оснащён онлайн-кассой, то к 2020 году её ПО можно обновить до версии с поддержкой QR-кодов — если программа уже не поддерживает их, как в случае с кассами в аппаратах Unicum. Стоимость же графического дисплея, на котором будет высвечиваться двумерный код, он оценил в пределах 600-700 рублей.