Отчет ВетИС «Веста» на конец июня 2019 года

Россельхознадзор предоставил полный отчет о ситуации с использованием компонента ВетИС «Веста» на конец июня 2019 года.

Продолжаем знакомить вас с ситуацией, сложившейся в процессе использования компонента ВетИС «Веста» (далее – Веста) лабораториями Россельхознадзора, ветеринарными учреждениями (лабораториями), подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – государственные ветеринарные лаборатории), а также иными учреждениями, производящими лабораторные исследования.

Общая динамика внесения результатов лабораторных исследований

На Рис. 1 показана общая динамика внесения данных об исследованиях за последние 12 месяцев, начиная с июля 2018 года.

Рис. 1 Динамика внесения результатов исследований в Весту учреждениями, производящими лабораторные исследования. По горизонтальной оси – количество исследований, внесенных за месяц.

В июне темп внесения исследований уменьшился, количество оформленных исследований на 12,13% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.

На Рис. 2 показана общая динамика внесения данных о пробах за последние 11 месяцев, начиная с июля 2018 года.

Рис. 2 Динамика внесения сведений о пробах в Весту учреждениями, производящими лабораторные исследования. По горизонтальной оси – количество проб, внесенных за месяц.

В июне темп внесения сведений о пробах увеличился, количество внесенных проб на 0,89% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

В различных субъектах Российской Федерации ситуация с использованием Весты принципиально различается.

Об использовании Весты в различных субъектах Российской Федерации

На Рис. 3 показана группа лидеров по количеству исследованных проб, это 13 субъектов Российской Федерации, где оформлено в Весте более 5 тысяч проб за июнь (в прошлом месяце таких было 12).

Рис. 3 Субъекты Российской Федерации, где наиболее активно велась работа по внесению проб в Весту в июне 2019. По горизонтальной оси – количество проб, исследованных за месяц.

Группу аутсайдеров по этому показателю составляют 10 субъектов, в которых было оформлено менее 100 проб (в прошлом месяце таких было 9), это: Еврейская автономная область, Республики Карачаево-Черкессия, Адыгея, Ингушетия, Крым и Чечня, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Остальные, естественно, являются середнячками.

На Рис. 4 показана группа лидеров по количеству проведенных исследований, это 5 субъектов Российской Федерации, где оформлено в Весте более 150 тысяч исследований за июнь (в прошлом месяце таких было 8).

Рис. 4 Субъекты Российской Федерации, где наиболее активно велась работа по внесению исследований в Весту в июне 2019. По горизонтальной оси – количество лабораторных исследований, проведенных за месяц.

Группу аутсайдеров по этому показателю составляют 10 субъектов, в которых было оформлено менее 1 тысячи исследований или исследования не вносились вовсе (в прошлом месяце таких так же было 10), это: Еврейская автономная область, Республики Адыгея, Ингушетия, Тыва, Чечня и Карачаево-Черкессия, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Остальные, естественно, являются середнячками.

Количество результатов испытаний, внесенных в Весту, относительно количества оформленных в данном субъекте Российской Федерации эВСД

Оценивая работу, проводимую в различных субъектах Российской Федерации в настоящее время, необходимо уделять внимание не только абсолютным, но и относительным показателям для сравнения работы субъектов между собой. В качестве такого показателя будет выступать количество внесенных исследований в Весте на единицу перемещения подконтрольного товара (определяется по числу оформленных транспортных эВСД).

В группу лидеров по количеству проведенных исследований на единицу перемещений подконтрольного товара (Рис. 5) входит 14 субъектов, в которых за месяц внесено 0,1 и более исследований на единицу перемещения (в прошлом месяце их было 15). 

Рис. 5 Субъекты Российской Федерации, которые входят в группу лидеров по количеству проведенных исследований на единицу перемещений подконтрольного товара. По горизонтальной оси – количество проведенных исследований на единицу перемещения подконтрольного товара за месяц.

Группу аутсайдеров по этому показателю представляют 34 субъекта Российской Федерации, в которых оформлено 0,01 и менее результатов испытаний на единицу перемещения (в прошлом месяце таких было 33), это: Вологодская, Воронежская, Курганская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Мурманская, Псковская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Тюменская и Ярославская области, гг. Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, Еврейская автономная область, Республики Карачаево-Черкессия, Адыгея, Ингушетия, Крым, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия – Алания, Хакасия и Чечня, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Красноярский и Пермский края.

Остальные, естественно, являются середнячками.

Количество результатов испытаний, внесенных в Весту, относительно количества оформленных в данном субъекте Российской Федерации производственных эВСД

Данный показатель весьма схож технически с описанным в предыдущей главе, но связан не с оборотом подконтрольных товаров на территории субъекта Российской Федерации, а с количеством партий подконтрольных товаров, произведенных в субъекте Российской Федерации.

В группу лидеров по количеству проведенных исследований на произведенную партию подконтрольного товара (Рис. 6) входят 11 субъектов, в которых за месяц внесено более 1 исследования на одну произведенную партию (в прошлом месяце таких было 12). 

Рис. 6 Субъекты Российской Федерации, которые входят в группу лидеров по количеству проведенных исследований на одну произведенную партию подконтрольного товара. По горизонтальной оси – количество проведенных исследований на единицу производства подконтрольного товара.

Группу аутсайдеров по этому показателю входят 13 субъектов Российской Федерации, в которых оформлено менее 0,05 результатов испытаний за месяц на одну производственную партию (в прошлом месяце таких так же было 13), это: Вологодская, Курганская, Магаданская, Московская и Псковская области, Республики Карачаево-Черкессия, Адыгея, Крым, Марий Эл и Чечня, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Еврейская автономная область.

Отдельно следует выделить Республику Ингушетия, которая формально в группу аутсайдеров по этому показателю не попадает, но объективно должна в ней находиться. В Республике Ингушетия в июне не проведено ни одного исследования, в то же время не оформлено ни одного производственного сертификата.

Остальные, естественно, являются середнячками.

Динамика оформления результатов испытаний в июне 2019 в сравнении с маем 2019 года

Если сравнивать динамику оформления результатов испытаний в июне 2019-го года по сравнению с предыдущим месяцем, то здесь группу лидеров (ранжированы в порядке убывания достижений) составляют субъекты Российской Федерации, в которых темп внесения результатов государственными ветеринарными лабораториями увеличился более чем на 100 %.

Это 2 субъекта Российской Федерации (в прошлом месяце таких было 3): Сахалинская область и Чукотский автономный округ. Чукотский автономный округ в июле впервые начал использовать компонент Веста в своей работе и внес 21 пробу и 335 исследований, тем самым продемонстрировав исключительную динамку, в абсолютном выражении эти показатели пока более чем скромные.

В то же самое время в 40 субъектах Российской Федерации отмечено сокращение количества исследований, в прошлом месяце таких было 64, это: Амурская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Ленинградская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Ульяновская и Ярославская области, гг. Санкт-Петербург и Севастополь, Республика Кабардино-Балкария, Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Тыва, Хакасия, Чувашия и Удмуртия, Ненецкий автономный округ, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края.

Также отмечаем 7 субъектов Российской Федерации (в прошлом месяце таких было так же 7), где учреждения, производящие лабораторные исследования, либо не подключены к Весте, либо не вносят в нее результаты: Еврейская автономная область, Республики Адыгея, Ингушетия, Чечня и Карачаево-Черкессия, Магаданская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Остальные, естественно, являются середнячками. 

Ситуация с наличием правоустанавливающих документов и подтверждением компетентности лабораторий

Основными правоустанавливающими документами для лабораторий, выполняющих исследования в области ветеринарии и пищевой безопасности являются: лицензия Роспотребнадзора на работу с патогенными микроорганизмами соответствующей группы патогенности; государственная аккредитация (Росаккредитация) для проведения тех исследований, которые проводит данная лаборатория.

По состоянию на апрель 2019 года на территории 13 субъектов Российской Федерации (Республик  Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Тыва и Чечня, Еврейской автономной области, Магаданской области, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов) нет ни одной аккредитованной в национальной системе аккредитации ветеринарной лаборатории, подведомственной органам исполнительной власти в области ветеринарии субъектов Российской Федерации.

Кроме того, на территории Республик Ингушетия и Чечня, Магаданской области и Ямало-Ненецкого автономного округа ни одна из ветеринарных лабораторий, подведомственных органам исполнительной власти в области ветеринарии указанных субъектов Российской Федерации, не имеет лицензии Роспотребнадзора на работу с патогенными микроорганизмами.

В Таблице 1 показаны данные о наличии учреждений, проводящих лабораторные исследования подконтрольной продукции (согласно информации, представленной в Россельхознадзор органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области ветеринарии), правоустанавливающих документов и их работе в компоненте «Веста».

Для того чтобы результаты, полученные данной конкретной лабораторией, были доступны любому приобретателю конкретной партии подконтрольного товара, включая конечного потребителя, и любому представителю контролирующих органов на всем жизненном цикле подконтрольного товара, лаборатория должна регистрировать результаты проводимых исследований в компоненте «Веста» и отбор проб для их проведения – в Меркурии.

В Таблице 2 показано процентное соотношение подведомственных учреждений, являющихся лабораториями и проводящих исследования подконтрольной продукции, соответствующих всем критериям (наличие аккредитаций и лицензий, внесение результатов проводимых исследований в компонент «Веста» согласно информации, представленной в Россельхознадзор органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области ветеринарии), к общему числу учреждений, проводящих исследования. 

Ника Виноградова

Источник: Россельхознадзор

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять